Мощь по средствам
На кинофестивале в Таллине вручили награды
В Таллине завершился 22-й международный кинофестиваль «Темные ночи» (POFF). О победителях конкурсных программ рассказывает Татьяна Алешичева.
Гран-при фестиваля получил фильм колумбийского режиссера Рубена Мендозы «Странствующая девочка» про трех старших сестер, которые после смерти их общего отца отвозят младшую, Ангелику, на ПМЖ к тетке.
Награду жюри сопроводило формулировкой «за мощное исследование темы печали и оставленности деликатными кинематографическими средствами».
На фоне нервического европейского подхода к раскрытию темы подростковых травм, когда само слово «пубертат» кажется опасным диагнозом, режиссер с другого континента говорит об этом самом подростковом ощущении оставленности просто, без надрыва, с интонацией здорового человека.
Приз за лучшую режиссуру достался режиссеру из Южной Кореи Чан У-Джину. В его фильме «Зимней ночью» немолодая супружеская пара из ностальгических соображений посещает древний храм — 30 лет назад они провели там первую ночь. И только когда к ночи они возвращаются в это место за забытым телефоном, ностальгия прирастает мистикой: путешествие превращается в загадочный трип со встречей с персонажами из прошлого и самими собой, только юными.
Призом за лучший дебют был отмечен французский фильм Марго Боном «Держись на плаву» о семнадцатилетней девушке, которой в результате стечения разных обстоятельств приходится заботиться вместе с отцом о старшей сестре с ментальными особенностями.
А приз в конкурсе прибалтийских стран получил фильм «Летние уцелевшие» Марии Кавтарадзе из Литвы о практикантке, которой выпадает сопровождать из одной психлечебницы в другую двух пациентов — одного импульсивного, а другого замкнутого в себе. Жюри конкурса, в состав которого входил русский журналист Сергей Шолохов, и тут не подвело с отточенной формулировкой:
«Многие фильмы конкурса кажутся мрачными и полными пессимизма, но лишь на первый взгляд. Фильм становится все лучше, когда начинаешь думать о нем,— может быть, этим и измеряется величие».
Приз за лучший сценарий получил тот самый Раджат Капур, вокруг которого в Мумбае разразился скандал из-за обвинений в сексуальных домогательствах. Жюри фестиваля продемонстрировало непредвзятый подход, не принимая в расчет медийную шумиху, и наградило Капура за хорошо придуманную историю, сатирически изображающую высшие слои индийского общества. Сюжет его фильма «Кадах» начинается с самоубийства: перед важным праздником в дом к состоятельному Сунилу вдруг заявляется муж его любовницы, чтобы покончить с собой у него на глазах, как раз когда домой должна вот-вот вернуться жена Сунила и вдобавок скоро съедутся гости.
Эстонский конкурс в этом году был посвящен 100-летию образования Эстонской Республики, и закономерно победила в нем духоподъемная биографическая документалка «Ахто. В погоне за мечтой». Ее персонаж Ахто Вальтер — настоящий герой Эстонии, в 1930 году подобно Туру Хейердалу на небольшом шлюпе пересекший Атлантику и продолжавший и после предпринимать сложные и опасные путешествия через океан.
При этом за бортом остался участвующий аж в двух конкурсах — эстонском и общем прибалтийском — фильм Лиины Тришкиной-Ванатало «Возьми или оставь». И это тоже закономерно: картина и так уже удостоена чести представлять Эстонию в грядущей оскаровской гонке за лучший фильм на иностранном языке. Это настоящая, без дураков, мелодрама в хорошем смысле, своего рода «Таллин слезам не верит», только в центре истории не мать, а отец-одиночка, которого сыграл Реймо Сагор — этакий эстонский Брэд Питт, которому удается быть брутальным и трогательным одновременно. Его персонаж Эрик узнает, что бывшая подруга родила от него дочь, от которой хочет отказаться, и забирает ребенка, чтобы заботиться о нем в одиночку, что для молодого парня то еще испытание. А через три года мать-ехидна заявляется на порог, чтобы забрать Майю. От этой истории по-настоящему не оторваться: она трогательная, человечная и берет за душу — будем надеяться, что возьмет даже членов Американской киноакадемии.