Парниковым газам конструируют регулятор

Новый законопроект Минэкономики о них хвалят эксперты и ругает бизнес

Минэкономики разослало на согласование в ведомства новую версию законопроекта о регулировании выбросов парниковых газов. Она предлагает довольно широкий набор мер — от налоговой поддержки компаний, сокращающих выбросы, до введения платежей за превышение лимитов и запуска в РФ торговли единицами сокращений. Эксперты в целом положительно оценивают новую редакцию документа, не исключая, что он в очередной раз вызовет серьезную критику со стороны бизнеса. Крупные компании углеродоемких отраслей уже готовят на проект жестко отрицательные отзывы, говорят источники “Ъ” в РСПП.

В прогрессивных идеях Минэкономики бизнесу в первую очередь не нравится возможность введения «платы за углерод», без которой новое регулирование не заработает

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

В распоряжении “Ъ” оказался законопроект о госрегулировании выбросов парниковых газов, подготовленный Минэкономики и разосланный на согласование в ведомства. По плану совершенствования госрегулирования выбросов парниковых газов (ПГ) и подготовки к ратификации Парижского соглашения (он утвержден правительством еще в ноябре 2016 года) проект закона о госрегулировании ПГ должен быть готов к июню 2019 года. Разработка подходов к тому, как ограничивать и регулировать выбросы, идет уже несколько лет, разосланная версия — уже третья по счету. Нынешний вариант выглядит наиболее амбициозным и включает лучшие мировые практики, но, по мнению ряда экспертов, документ слишком широкий и общий. «Это законопроект о "будущих невозможностях"»,— полагает директор программы «Климат и энергетика» Алексей Кокорин. Размах позволяет «правительству сделать все что угодно, однако в полной мере и во всех областях законопроект вряд ли будет полномасштабно реализован», говорит эксперт.

Документ действительно позволяет правительству вводить целевые показатели выбросов ПГ и квоты для предприятий и применять экономические механизмы их регулирования. Концепция Минэкономики не исключает и варианта введения неналогового сбора в случае превышения разрешенных объемов выбросов. Наконец, по проекту правительство сможет обязывать компании отчитываться и верифицировать отчеты о выбросах ПГ: напомним, что предыдущий законопроект, вводящий углеродную отчетность в РФ (см. “Ъ” от 1 марта 2017 года), «завис» в Госдуме. При этом все прежние законопроекты в области углеродной отчетности или регулирования вызывали серьезную критику бизнеса, в том числе РСПП. Ряд экспертов полагает, что та же судьба ждет и проект Минэкономики. «Сбор за выбросы ПГ никому не понравится, особенно если эти деньги не возвращать в бизнес в качестве финансирования проектов»,— размышляет директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. Отметим, что в законопроекте все же есть механизмы стимулирования снижения выбросов — в форме ускоренной амортизации и налоговых льгот.

Вдобавок, как отмечает ряд экспертов, масштабы планов пока слабо увязаны с заявленными целями РФ по снижению выбросов ПГ (на 30% от уровня 1990-го к 2030 году, притом что сейчас выбросы уже на 32% ниже уровня 1990 года). «Создание законодательной базы для управления выбросами ПГ и рисками изменений климата необходимо, особенно в свете международных инициатив, но целесообразность принятия законопроекта в условиях отсутствия стратегического видения и конкретных амбициозных целей представляется весьма спорной»,— считает старший менеджер КПМГ в области устойчивого развития Владимир Лукин. По его мнению, без государственной климатической стратегии предлагаемые меры «создадут дополнительную нагрузку на бизнес, которая никак не отразится на "климатической" результативности ни для компаний, ни для страны в целом».

Источник “Ъ” в правительстве говорит, что в аппарате формально «дали добро» на концепцию углеродного регулирования, предложенную Минэкономики. Он признает, что появление у Белого дома законных оснований для введения отраслевых ограничений парниковых выбросов, платежей за их превышение и запуска рынка торговли ограничениями вызовет сопротивление в наиболее углеродоемких отраслях экономики. Против, по мнению источника, выступят и отраслевые министерства — Минэнерго и Минпромторг. Но в реальности до 2030 года отраслевых квот на выбросы парниковых газов не появится: Россия с учетом поглощения CO2 лесами и без них выполнит международные обязательства.

Как идеи Минэкономики соотносятся с международным опытом

Смотреть

Аргументы углеродоемкого бизнеса за последнее десятилетие не изменились — введение любых ограничений на выбросы сделает экономику РФ неконкурентоспособной. Представитель крупной энергетической компании в РСПП, пожелавший остаться неназванным, сообщил “Ъ”, что его организация уже готовит негативные заключения на проект Минэкономики, который «выглядит самым нерациональным и жестким из всех, которые были». Он считает, что вместо ограничений нужно совершенствовать российскую методику учета поглощения парниковых газов лесами и болотами, а компании стимулировать к их рекультивации, приводя в пример «крупную угольную компанию», которая это делает на «30 тысячах гектаров».

Ангелина Давыдова, Алексей Шаповалов

Вся лента