Самара обрастает дорогами
— итоги —
Масштабный ремонт дорожной сети, начатый в Самаре в преддверии чемпионата мира по футболу, продолжается. В городе идут активные работы на Заводском шоссе с учетом интенсивного движения большегрузной техники, ведется поиск подрядчиков для строительства дорог к поселкам, расположенным вблизи от Самары. Вместе с тем, запланирована и реконструкция дорог, построенных совсем недавно. В частности, местами будет переделано Московское шоссе, неоднократно подвергавшееся критике со стороны общественности. В 2017 году в области в рамках федеральной программы было отремонтировано 163 км автодорог, а в 2018 году к ремонту запланировано 189 км. На работы направлено 8,2 млрд руб. По мнению эксперта, несмотря на беспрецедентные объемы дорожного строительства, еще предстоит привести в порядок выезды на федеральные трассы.
В 2017 году в 38 агломерациях России началась реализация проекта «Безопасные и качественные дороги». Самарско-Тольяттинская агломерация стала самой крупной в Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга. В прошлом году в рамках проекта в области отремонтировано 163 км автодорог, в том числе 107 участков дорог регионального и местного значения протяженностью более 135 км. В 2018 году отремонтировано 189 км автодорог — 79 участков дорог регионального и местного значения протяженностью более 140 км. Всего на реализацию проекта за два года направлено 8,2 млрд руб., в том числе — 3,4 млрд рублей из федерального бюджета и 4,8 млрд руб. из областного. «Ремонт автодорог уже закончен, завершается приемка работ», — рассказал в начале ноября министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин.
Московское шоссе отремонтируют
Одной из самых масштабных дорожных строек в последние годы в Самарской области стала реконструкция Московского шоссе в преддверии футбольного чемпионата мира. Работы проводились от АЗС «Роснефть» на Мехзаводе до проспекта Кирова на участке в 9 км. Дорога была полностью перестроена, появилось два тоннеля на перекрестке с проспектом Кирова и Ракитовским шоссе. Несмотря на то, что работы были закончены и приняты заказчиком, уже запланирован ремонт части дорожного полотна, на котором образовалась колейность.
«По работам на участке реконструкции от АЗС «Роснефть» до проспекта Кирова было много критики со стороны общественности. Были сделаны замечания. Я провел несколько встреч, и по их итогам были высказаны рекомендации, которые мы учитываем, проектируем модернизацию, и в течение короткого периода мы это реализуем», — рассказал министр транспорта. По его словам, на модернизацию объекта не потребуется больших расходов. «Это касается малозатратных вещей. Например, где-то уберут или уменьшат разделительную полосу, чтобы она не выходила за пределы перекрестка. Будет модернизирован ряд перекрестков уже реконструированного Московского шоссе», — сказал господин Пивкин.
Реконструкция Московского шоссе проводится с 2015 года. Подрядчик ООО «Самаратрансстрой» (СТС) получило по контракту 6,6 млрд руб. Эта же компания вела работы на другой части главной магистрали города (от ул. Мичурина до пр. Кирова) на общую сумму 1,7 млрд руб. На заключительных этапах работ у жителей города, представителей власти и общественности начали возникать претензии, касающиеся дорожного покрытия, развязок, разметок, установленных светофоров и прочее. Также критике подвергся региональный минтранс за обвалившийся склон у реконструированного участка Московского шоссе возле Ботанического сада. Подрядчик в августе привел в порядок дорожный и бордюрный камень, уложил грунт и георешетки.
Выбранный в этом году подрядчик займется разработкой проекта ремонта Московского шоссе от ул. Мичурина до подъезда к Самаре от трассы М-5 «Урал». Стартовая цена контракта составила 18 млн руб. Разработку проектной и рабочей документации, а также госэкспертизу сметы на строительство он должен будет сделать до 25 сентября 2019 года.
Магистраль «Центральную» планируют оживить
Первый этап строительства магистрали «Центральная» стартует в начале 2019 года. «Тогда же определят подрядчика, который проведет первый этап работ на участке от Обводной дороги в обход Самары до транспортной развязки в районе Ракитовского шоссе. Сумма финансирования — 7,4 млрд руб., половина из них будет выделена из федерального бюджета. Остальную сумму выделят из средств инвестора и бюджета Самарской области», — сказал Иван Пивкин.
Магистраль «Центральная» появилась в Генеральном плане Куйбышева еще в 1965 году. Шоссе непрерывного движения должно было пройти через весь город от Ракитовского шоссе до площади Урицкого и стать основной транспортной осью Самары. Строительство магистрали было начато в 2005 году, однако в 2009 году областные власти отказались от реализации проекта из-за отсутствия финансирования. В итоге было построено 11 км двухполосной дороги, которая до сих пор не соединена с городом.
О необходимости строительства «Центральной» вновь заговорили в 2012 году. Позже питерским ОАО «Трансмост» был разработан проект строительства, который прошел государственную экспертизу.
Сумма финансирования проекта и сроки его реализации неоднократно корректировались. В апреле 2018 года стало известно о том, что строительство магистрали «Центральная» получит федеральную поддержку, его включили в план федерального финансирования.
Самару свяжут с поселками
Важная дорога регионального значения — Северное шоссе, соединяющее Самару с поселками Петра Дубрава и Дубовый Гай. Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области объявило открытый конкурс на разработку проектной документации 6-го этапа строительства Северного шоссе, соответствующий документ размещен на портале госзакупок.
По данным конкурсной документации, протяженность участка шестого этапа строительства дороги должна составить около 500 метров, дорога будет четырехполосной. За начало участка проектировщик должен принять «Подъезд к Самаре от М‑5 «Урал»», а его окончание — бульвар Финютина.
В перечень работ вошли проведение комплекса инженерных изысканий и составление проектной документации. При этом нужно использовать материалы инженерных изысканий, выполненных двумя годами ранее для подготовки документации по планировке территории.
Подрядчик должен будет предусмотреть прохождение трассы на незастроенной территории и на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимо минимизировать площадь изымаемых земель. Работы должны быть выполнены до конца июня 2019 года. На реализацию проекта планируется затратить 6 млн руб., из них 900 тыс. руб. планируют выделить уже в текущем году. Подрядчик должен определиться до конца года.
Промзона будет с дорогой
Продолжаются работы на Заводском шоссе в рамках трехгодичного контракта, которые ведет ООО «Самаратрансстрой». Работы на заводском шоссе будут полностью завершены в 2019 году, гарантия по капитальному ремонту составляет 5 лет.
Помимо устройства покрытия на проезжей части капитально ремонтируется ливневая канализация. Кроме того, перекладываются линии связи и кабельные линии, проходящие вдоль дороги. Работы на Заводском шоссе ведутся круглосуточно, задействовано около 70 рабочих и более 100 единиц техники.
На стадии проектирования была учтена высокая загруженность дороги, в том числе регулярное движение грузовых автомобилей — Заводское шоссе проходит через промзону, куда регулярно приезжают большегрузы. Чтобы смягчить влияние большегрузных автомобилей на проезжую часть, она была усилена — устроено песчаное, щебеночное основание с несколькими слоями асфальтобетона.
Усиленная конструкция включает в себя 50 см песчаной подушки, 49 см подушки из гранитного щебня, 7 см плотного асфальтобетона, 7 см пористого асфальтобетона и 5 см щебеночно-мастичного асфальтобетона. Запланирован ремонт 75 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия — на всем протяжении в обоих направлениях предусмотрено по две полосы движения, местами проезжую часть расширят.
Предусмотрено и благоустройство прилегающей территории. Запланированы ремонт 25 тыс. кв. м тротуаров, устройство газонов и парковочных мест на площади 5 тыс. кв. м.
Также установят более 70 светофоров на регулируемых пешеходных переходах и перекрестках, обновят 15 остановочных павильонов, к которым будут организованы специальные съезды, чтобы общественный транспорт не мешал движению.
Запланирован ремонт трамвайных путей, в частности, в местах примыкания с проезжей частью. Будет применено резинокордовое покрытие, которое более стойко переносит перепады температур, а также деформируется меньше, чем асфальтобетонное покрытие.
Подрядчик намерен уже в этом году завершить больший объем работ, при этом ремонт продолжится и в холодное время года — запланированы работы, которые технологически возможны при отрицательных температурах, например, отсыпка песка и щебня.
Несмотря на ведущиеся масштабные работы, движение транспорта по Заводскому шоссе частично сохраняется. Движение осуществляется по циклу: въезд с ул. XXII Партсъезда на Заводское шоссе, далее — до пр. Кирова, по пр. Кирова — до ул. Физкультурной, по ул. Физкультурной — в сторону ул. XXII Партсъезда. На вновь устроенную полосу частично переключили движение на участке между улицами XXII Партсъезда и Кабельной.
Исполняющая обязанности председателя Самарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Ольга Доронина соглашается с тем, что в Самаре в последние годы ведутся беспрецедентные работы по устройству дорожной сети, однако отмечает, что сделать предстоит еще многое.
«За последние пять лет при подготовке к футбольному чемпионату мира были сделаны колоссальные вложения, чего не было десятилетиями. Сейчас в городе многое делается, ведутся масштабные работы, которые видны всем. Дороги федерального значения приведены в порядок. Но возникает проблема в том, как выезжать из города. Сейчас, чтобы попасть на федеральные трассы, нужно потратить от 30 минут до 1 часа. Например, постоянные затруднения в движении наблюдаются на пересечении ул. Авроры и Московского шоссе, а также на выезде с ул. Советской Армии», — рассказала эксперт.