«Урал» без ГАЗа
Холдинг Олега Дерипаски избавляется от автозавода в Челябинской области
Группа ГАЗ ведет переговоры о продаже автомобильного завода «Урал» (Миасс, Челябинская область) совладельцу компании «Еврохим» Дмитрию Стрежневу. В компании подчеркивают, что передача активов не связана с американскими санкциями в отношении владельца Олега Дерипаски. По информации пресс-службы группы, ГАЗ собирается сфокусироваться на «ключевых направлениях» бизнеса и продать активы, которые занимают «нишевые позиции на рынке». Раскрывать сумму сделки представители холдинга отказались.
Группа ГАЗ готовит продажу миасского автомобильного завода «Урал» новому собственнику. Предполагается, что предприятие выйдет из крупнейшего в стране машиностроительного холдинга. Владельцем станет председатель совета директоров АО «Еврохим» Дмитрий Стрежнев. В пресс-службе группы ГАЗ сообщили, что руководство приняло решение избавиться от активов спецтехники и строительно-дорожных машин. «ГАЗ давно собирался сфокусироваться на ключевых направлениях бизнеса и рассматривал возможность реализовать активы, которые занимают нишевые позиции на рынке. Стратегия, сфокусированная на профильном бизнесе, была принята в компании несколько лет назад, и мы продолжаем ее придерживаться»,— рассказала “Ъ-Южный Урал” сотрудница пресс-службы Наталья Анисимова.
В дивизион спецтехники группы ГАЗ входят заводы под управлением компании «РМ-Терекс» (входит в корпорацию «Русские машины» Олега Дерипаски): «Брянский арсенал», «Тверской экскаватор», «Заволжский завод гусеничных тягачей», «Челябинские строительно-дорожные машины» (бывший завод имени Колющенко). В пресс-службе «РМ-Терекс» не смогли оперативно ответить, собирается ли руководство продавать активы в связи со стратегией группы ГАЗ, нацеленной на избавление от предприятий, выпускающих спецтехнику. По информации «СПАРК-Интерфакс», на данный момент АО «Автомобильный завод "Урал"» находится под управлением группы ГАЗ.
В конце ноября АЗ «Урал» с рабочим визитом посетил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Судя по фотографиям, опубликованным пресс-службой правительства области, во время обхода производственной площадки главу региона сопровождал Дмитрий Стрежнев. Обсуждал ли Борис Дубровский с господином Стрежневым детали продажи завода, пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин рассказать отказался. «Мы не комментируем сделки и изменения структуры собственности коммерческого предприятия. Но мы в курсе происходящих событий»,— отметил Дмитрий Федечкин. Однако в пресс-службе губернатора сообщили, что в ближайшее время на заводе произойдут организационные изменения — в структуру предприятия будут включены торговый дом и конструкторское бюро. Это позволит дополнительно создать в Миассе 200–300 рабочих мест.
У Дмитрия Стрежнева уже есть опыт управления миасским автозаводом. В 2001 году он был директором холдинга «РусПромАвто», который выкупил «Урал» после приватизации в 2001 году. В 2003 году господин Стрежнев перешел в минерально-химическую компанию «Еврохим» на должность генерального директора. На данный момент, по информации «СПАРК-Интерфакс», он является председателем совета директоров «Еврохима». По результатам третьего квартала 2018 года прибыль предприятия, которое занимается производством удобрений, превысила 21 млрд руб. Forbes оценивает состояние Дмитрия Стрежнева в $700 млн (156-е место в рейтинге богатейших бизнесменов). По информации издания, бизнесмен со студенческих лет знаком с Олегом Дерипаской, в общежитии МГУ жил с ним в одной комнате. Оба в ноябре 2018 года стали учредителями юридического лица «Союз выпускников и друзей физического факультета МГУ».
С 2005 года холдинг «РусПромАвто» был реорганизован и стал существовать под названием «Группа ГАЗ». Чистая прибыль группы в 2017 по МСФО выросла более чем в три раза, до 3,5 млрд руб., выручка — почти на 10%, до 164,6 млрд руб. 65% акций холдинга принадлежит компании Олега Дерипаски «Русские машины». В апреле 2018 года организация была внесена в блокирующий список США: это объяснялось содействием господина Дерипаски вмешательству России в американские президентские выборы. Любые сделки между его компаниями и американскими предпринимателями окажутся под запретом. Санкции начнут действовать с 12 декабря 2018 года. В министерстве финансов США допускают снятие ограничений в случае, если Олег Дерипаска откажется от контроля над своими компаниями.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что продажа автозавода «Урал» — вынужденная мера, которая позволит предприятию избежать действия американских экономических мер. «В ближайшие годы будут проданы все его активы, имеющие отношение к оборонной отрасли. Или будет сделан вид, что они проданы. Это и "Челябинские строительно-дорожные машины", и Арзамасский машиностроительный завод, которые могут производить продукцию двойного назначения, что очень интересует авторов санкций»,— говорит эксперт. При этом господин Жарский не исключает, что Олег Дерипаска продолжит фактически управлять активом группы ГАЗ. «Учитывая близкие отношение Стрежнева и Дерипаски, можно предположить, что реального контроля за активами Дерипаска не утратит, но груз со своего бизнеса он снимет — это хороший стратегический ход, который авторы санкций не могли предусмотреть: личные, неформальные отношения среди российских бизнесменов могут быть выше бизнеса»,— отмечает Илья Жарский.
По мнению аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, версия группы ГАЗ об оптимизации структуры и избавлении от непрофильных активов выглядит убедительно. «Я сильно сомневаюсь, что санкции каким-то образом могу непосредственно задевать "Урал". Производство локализовано в РФ, продажи в России и СНГ, насколько я понимаю, у завода нет ни иностранных партнеров, ни валютных кредитов. Скорее, больше проблем должно было бы быть у группы ГАЗ, имеющей более широкие экспортные продажи и настроенного на технологическое партнерство с Volkswagen. Возможно, владельцам понадобились дополнительные средства для решения каких-то проблем»,— говорит эксперт.
По данным «СПАРК-Интерфакс», по итогам 2017 года миасский автозавод «Урал» получил 395 млн руб. убытка, в 2016 году убыток был 425,5 млн руб. При этом в 2015 году чистая прибыль компании составляла 1,22 млрд руб., в 2014 и 2013 годах предприятие также приносило прибыль более 300 млн руб.