«Яндекс.Маркет» все примет на «Беру»
Компания запустила первый региональный логистический комплекс под Ростовом
В Ростовской области «Яндекс.Маркет» и Сбербанк запустили первый собственный региональный логистический комплекс для маркетплейса «Беру». Объем инвестиций в проект составил 500 млн руб. Объект позволит хранить до 1 млн единиц товаров и сократить сроки их доставки покупателям по ЮФО до одного-двух дней. В перспективе «Яндекс.Маркет» планирует выйти на 1 тыс. заказов в сутки в округе. По оценкам аналитиков, проект может окупиться за пять лет.
«Яндекс.Маркет» открыл в Ростовской области свой первый региональный логистический комплекс, который будет обслуживать клиентов маркетплейса «Беру» на юге России. Проект реализуется в партнерстве со Сбербанком. Объем инвестиций в запуск комплекса составил 500 млн руб. Площадь объекта составляет 5 тыс. кв. м с возможностью хранения до 1 млн единиц товаров. Компания планирует сотрудничать с местными транспортными и логистическими предприятиями, а также подключать к работе региональных производителей — они смогут продавать свои товары через маркетплейс «Беру» и хранить их на складе неподалеку от производства. «Яндекс.Маркет» будет хранить и реализовывать продукцию партнерских интернет-магазинов, контактировать с клиентами и обеспечивать доставку в обмен на комиссию от продажи товаров. Она колеблется от 5% до 13% в зависимости от категории товара.
«Мы планируем сделать так, чтобы отсюда товары доставлялись по всему Южному федеральному округу. У нас нет в ближайшей перспективе планов открывать дополнительные склады в других областях. Мы будем развивать этот центр, оптимизировать его затраты и делать так, чтобы в радиусе 500 км и более товары доставлялись в течение одного-двух дней. Этот склад пока не заполнен, в декабре-январе будем заполнять его товарами и выходить на большое количество заказов в день — более 1 тыс. в сутки. Когда это случится, будем думать о расширении. Все будет зависеть от спроса, поддержки, локальных производителей, которые будут подключаться к нашей платформе»,— сказал гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков. Он добавил, что товары локальных производителей появятся на полках логистического комплекса в первом квартале 2019 года.
По данным совместного исследования «Яндекса» и GFK, 40% взрослого населения ЮФО совершает интернет-покупки. Речь идет о 2,88 млн человек, что составляет 88% от совершеннолетних пользователей интернета. По количеству интернет-покупателей товаров ЮФО занимает шестое место в стране (на первой позиции Северо-Западный округ (93%), на второй — Центральный округ (92%)). Прирост доли онлайн-покупателей в ЮФО планируется на уровне 1–2% в год. Структура спроса на товары в e-commerce в ЮФО схожа с другими округами в стране. Наибольший спрос наблюдается на мобильные телефоны, одежду, косметику, игрушки и средства личной гигиены. Наиболее предпочтительный способ получения товара на юге России, как и в целом по стране,— это самовывоз из пункта выдачи, а также получение в отделении «Почты России».
Генеральный директор Macon Realty Group Илья Володько отмечает, что по меркам складской недвижимости склад площадью 5 тыс. кв. м — это не большой объект: стандартный качественный складской комплекс имеет площадь около 15–20 тыс. кв. м.
«Сектор онлайн-торговли является одним из активных потребителей на рынке складской недвижимости. На фоне стагнации прочих отраслей торговли доля покупок через интернет растет, а следовательно, растет и потребность в складских помещениях для таких компаний»,— отмечает господин Володько. По мнению аналитика ГК «Алор» Алексея Антонова, логистический центр строится исходя скорее из потенциала местного рынка, чем из его реальной емкости, так что в первые годы его загрузка вряд ли будет максимальной, но будет расти по мере популяризации сервиса. Срок окупаемости комплекса эксперт оценивает в четыре-пять лет.
«Рынок e-commerce растет стремительными темпами — в среднем на 20% в год, по итогам текущего 2018-го его объем в денежном выражении может превысить 1,3 трлн руб. Вклад крупнейших отечественных маркетплейсов остается достаточно скромным: россияне предпочитают совершать покупки у небольших, узкоспециализированных участников рынка, нежели у агрегаторов. Нельзя отметать высокий вклад в развитие сектора со стороны крупнейших зарубежных площадок, таких как AliExpress, который активно осваивает российский рынок онлайн-торговли. Очевидно, что „Яндекс“ и Сбербанк с проектом „Беру“ сейчас готовятся потеснить не столько отечественный „Ozon“, сколько именно китайцев, потенциал роста которых в России остается достаточно высоким»,— отмечает господин Антонов.
Генеральный директор агентства Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров полагает, что проект окупится не более чем за пять лет при условии его выхода на полную загрузку во втором полугодии 2018 года.
«Учитывая возможности Яндекс.Маркета по привлечению трафика и существующие партнерские связи с интернет-магазинами риски развития собственной инфраструктуры у „Беру“ практически отсутствуют. Ключевым риском является возможное отставание по темпам развития логистической инфраструктуры, например, от Ozon, который до конца 2019 года планирует расширить складские площади с 80 до 200 тыс. кв. м.»,— рассуждает господин Бурмистров. Он добавляет, что сейчас основной критерий оценки предприятий, работающих в e-commerce, это сроки доставки.
«Фактически, сейчас большинство потребителей отказываются от заказа, если доставка занимает три дня и более. А ведущие ритейлеры, например, крупнейший онлайн-ритейлер Wildberries и лидер по широте ассортимента Ozon.ru доставляют товары в большинство городов и регионов России за 1-2 дня. Для маркетплейсов в России собственная эффективная логистика является необходимым элементом, позволяющим конкурировать с Aliexpress и Tmall с одной стороны и российскими онлайн (Wildberries, Ситилинк, Ozon) и омниканальными ритейлерами ("М.Видео", DNS, "Евросеть") с другой»,— отмечает аналитик.