Лизинг хочет быть бюджетным
Правительство просят ограничить реформу господдержки
Как выяснил “Ъ”, лизинговые компании выступили против реформы господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком. Они обратились к премьеру РФ, а также в Минфин и Минпромторг с просьбой сохранить льготный лизинг, объясняя, что иначе спрос на автомобили, вагоны и спецтехнику может упасть. Эксперты согласны, что льготный автолизинг — важный инструмент поддержки спроса, но отмечают также, что продажи в последние два года устойчиво растут.
Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА, объединяет большинство компаний сектора) попросила премьера Дмитрия Медведева, а также первого вице-премьера, главу Минфина Антона Силуанова и главу Минпромторга Дениса Мантурова не отменять действующий механизм льготного лизинга в машиностроении (письма есть у “Ъ”). В ОЛА обеспокоены реформой системы господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком. В Минфине сказали “Ъ”, что письмо поступило и будет рассмотрено. В Минпромторге “Ъ” не ответили. Пресс-секретарь премьера перенаправил “Ъ” в аппарат господина Козака, представитель чиновника заявил, что решения по перечню отменяемых в рамках реформы постановлений в автопроме будут приняты в ближайшее время по итогам встречи вице-премьера с автоконцернами (по данным “Ъ”, пройдет 7 декабря).
Как сообщал “Ъ” 29 и 30 ноября, Дмитрий Козак посчитал, что система господдержки непрозрачна и неэффективна, поскольку не предполагает обязательств при получении средств и фактически субсидирует чистую прибыль компаний. Почти вся нормативная база по госсубсидиям, включая программу льготного лизинга, будет отменена, господдержка будет направляться компаниям под обязательства нарастить экспорт. Против реформы уже выступали российские автопроизводители (см. “Ъ” от 28 ноября).
Денис Мантуров, глава Минпромторга, 29 июня 2015 года
Предложенный нами механизм (льготный лизинг.— “Ъ”) очень популярен в Европе, население которой предпочитает пользоваться машиной два-три года, не приобретая ее в собственность
В ОЛА считают механизм льготного лизинга эффективным, «поскольку он не вмешивается в рыночные условия производства, стимулирует спрос и развивает одновременно несколько отраслей экономики» (льготу также предлагается отменить для дорожно-строительной, специальной техники и грузовых вагонов). В ассоциации говорят, что автотранспорт — крупнейший сегмент лизинговой отрасли: в январе—сентябре на него пришлось около 31% сделок, из них 20% — льготный лизинг. По подсчетам ОЛА, объем продаж в лизинг в 2018 году превысит 250 млрд руб. В письме отмечается, что с момента введения льготных программ объем продаваемой по этой схеме техники ежегодно растет.
Программа льготного автолизинга действует с мая 2015 года. Субсидируется авансовый платеж в 10% стоимости машины, но не более 500 тыс. руб. В июле 2018 года она была продлена до 2020 года. В 2017 году на льготный лизинг было выделено 13,75 млрд руб., по программе за год продано 20 тыс. машин.
Отмена льготного лизинга, считают в ОЛА, приведет к падению спроса на автотранспорт. Более 70% покупателей техники в лизинг — субъекты МСП, которые не могут единоразово заплатить аванс, подсчитали в ассоциации. Госсубсидии позволяли лизинговой компании сохранить «приемлемый» уровень авансовых платежей за счет будущей субсидии, закрывающей риск по сделке, сообщается в письме.
В «Сбербанк Лизинг» (входит в ОЛА) также говорят, что отмена льготного лизинга негативно отразится на конечных покупателях из-за того, что снижение авансового платежа — существенная помощь лизингополучателям. По оценке компании, в сегменте грузовой техники по льготным программам шло до 40% всех продаж. В ВТБ отказались от комментариев, в Газпромбанке “Ъ” не ответили (лизинговые компании банков — не члены ОЛА).
Автолизинг уже реализовал большую часть отложенного спроса, поэтому объем сегмента в 2019 году без госсубсидий покажет небольшой рост в 5–8%, полагает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. По его словам, в 2014 году, до программ господдержки, на лизинг пришлось 3,6% продаж легковых автомобилей, после запуска субсидирования в 2015 году — 5,4%. К 2017 году доля лизинга в продажах легковых машин составила 8,8%, за девять месяцев 2018 года — 9%, говорит эксперт. Сокращение госсубсидий негативно скажется на росте всего рынка лизинга, добавляет он.
В 2017 году авторынок начал восстанавливаться после падения с марта 2013 года, и автопродажи, по данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин, а в январе—октябре 2018 года — на 14,1%, до 1,46 млн штук. Руслан Булатов из Fitch Ratings отмечает, что компании уже меньше зависят от лизинга как инструмента поддержки спроса, но объемы реализации по льготной программе еще велики. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что на рынке коммерческого транспорта в третьем квартале наметилось сокращение продаж, а отказ от программы льготного лизинга может усугубить падение. По данным «Автостата», в октябре продажи легкого коммерческого транспорта упали на 4,3%, грузовиков — на 3,4%.
«Наша задача — составить представление о всей лизинговой отрасли»
Для чего финансовый блок правительства реформирует лизинговую отрасль, какие компании и каким образом будут регулироваться, чем будет заниматься профильная СРО, рассказал заместитель министра финансов Алексей Моисеев.