«Творчество — очень небольшая часть работы»
Анастасия Задорина о профессии дизайнера
В свои 29 Анастасия Задорина управляет двумя брендами. Шьет вечерние платья Anastasia Zadorina и sport & casual одежду Zasport. В 2011 году получила за платья первый приз конкурса «Русский силуэт», а главным достижением Zasport считает то, что компания — официальный экипировщик олимпийской команды России в Пхеньяне и сохранит этот статус до 2025 года. Натела Поцхверия встретилась с Анастасией и узнала, каково быть дизайнером в России.
— Вы не раз повторяли, что времени на творчество остается очень мало. Вы правда сама контролируете все процессы? Зачем?
— Да, действительно сама контролирую. Каждый, кто хочет стать дизайнером, должен понимать: творчество — это лишь часть работы, и очень небольшая. Еще есть бухгалтерия, юристы, менеджмент, производство, пиар, реклама, маркетинг и даже уборка, поиск студии и офиса, подрядчики. И они не стоят готовые и не ждут своего гения. Их всех тоже надо найти, собрать единомышленников. Зачем я контролирую? Я бы и рада не контролировать, но за каждой моей идеей тянется цепочка. Технологи посмотрят эскизы и скажут, что это дорого произвести. Логисты — дорого доставить. Пиар-менеджеры — сложно продвигать. Это такой бесконечный процесс, в котором задействованы все стороны, и я, как главный дизайнер и основатель, отвечаю за все.
— Но у каждого Сен-Лорана должен быть свой Пьер Берже. Вы творите, а он улаживает все формальности. У вас почему его нет?
— Может быть, однажды будет. Но пока индустрия в зачаточном состоянии. Своего Берже надо найти и воспитать. Я училась в МГИМО, и это образование дало мне очень много для понимания бизнес-процессов. Я в одном интервью ответила и сейчас повторю: вдохновение живет внутри меня, а бизнес-закалка помогает все это воплощать в жизнь. Творчество — это очень эфемерная штука. Тяжелый труд — вот как лучше описать то, чем я занимаюсь. Zasport — это бизнес, у нас громадная сеть, полным ходом идет производство наших коллекций и спортивной экипировки. Помимо олимпийской сборной у нас еще спортивные клубы, сборная по пляжному волейболу, баскетбольные команды, Москомспорт и так далее. Но у меня есть отдушина — Anastasia Zadorina. Мы как раз недавно провели показ, и вот там творчество: стразы, бантики, кринолины и намного более низкие темпы, чем у Zasport.
— Почему вы не участвуете в неделях моды?
— Я не верю в недели моды в России. Мне кажется, это крайне непрофессиональные мероприятия, которые устраиваются больше для спонсоров, а не для развития индустрии. Мы делаем показы по своему графику, и этого достаточно.
— Это тоже из-за отсутствия индустрии?
— Конечно! Спросите любого молодого дизайнера. Ну выпустился он из РГУ имени Косыгина, и куда ему дальше, бедному, идти? Он вообще никому не нужен здесь. А ведь это наша задача, тех, у кого уже все получилось, помочь молодым выпускникам, дать им стажировки, опыт, работу. Почему бы не объединиться и не сделать индустрию вместе? Почему у нас предпочитают чинить молодым препятствия и окатывать с ног до головы презрением? Сами же через это проходили и вряд ли были в восторге.
— А вы помогаете молодым?
— Да, конечно. У них горит глаз, они постоянно хотят совершенствоваться в своем деле. Мы покупаем какие-то специальные программы, чтобы разрабатывать принты. Одна наша девочка нашла курсы в Париже, и мы с радостью ей их оплатим. В своих сотрудников надо вкладывать. Трех финалистов конкурса «Русский силуэт» мы взяли к себе на стажировку. Когда-то конкурс помог мне, сейчас пришло мое время.
— Как вы отвечаете тем, кто попрекает вас родителями (отец Анастасии — Михаил Шекин, генерал-полковник ФСБ, президент волейбольного клуба «Динамо Москва».— «Ъ-Стиль»)?
— За поддержку, за воспитание семье спасибо. Я просто напомню, что бренд Zasport существует с 2012 года, и мы не однодневки. Также напомню, что The Wall Street Journal признала форму российских спортсменов самой стильной на Олимпиаде-2018. И это при том, что нам пришлось из-за запрета на российскую символику буквально сделать новую экипировку за две недели до новогодних праздников. Мы никого не подвели — ни спортсменов, ни страну, ни ОКР, ни МОК. Больше мне сказать нечего. Время все расставит по местам.