«Hermes — это руки наших мастеров»
Оливье Фурнье о ремесленничестве и душе вещей
Осенью в Москве прошла выставка «Hermes за кулисами». Точнее, до недавнего времени выставка называлась «Фестиваль ремесел» и путешествовала по миру с 2011 по 2015 год. В 2016-м поменяла название и вновь отправилась гастролировать: Париж, Милан, Нагоя, Лион, Мельбурн, Лондон. Московская — 43-я по счету. За несколько дней выставку посмотрели почти 50 тыс. человек — ну а когда еще можно будет увидеть своими глазами практически в полуметре, как вручную шьется та самая Kelly? И где еще покажут, как красят знаменитые шелковые каре? Особенно впечатлила девушка, которая легким движением молотка вбивала гвозди в заготовку для седла: «Мы не считаем, что седла — мужская работа. У женщин они получаются не хуже».
Натела Поцхверия встретилась с Оливье Фурнье, членом правления Hermes и президентом благотворительного фонда Fondation d'entreprise Hermes во время выставки и выяснила, почему эта выставка так важна и что скрыто от глаз покупателей.
— Почему сейчас и почему в Москве?
— Два года назад мы открыли магазин в ГУМе, так что было логично в какой-то момент приехать в Москву. Никакого тайного смысла в выборе времени нет, почему бы и не в сентябре 2018-го? А вот о причинах появления самой выставки, конечно, интересно поговорить. Нам было очень важно показать, как устроен дом Hermes изнутри. Это и желание объяснить, какой огромный труд стоит за каждым предметом. И желание познакомить с нашими мастерами, ведь каждый из них уникален. И, самое главное, подчеркнуть, что ремесленничество — это очень современный процесс, который может одновременно сочетать в себе старинные традиции и суперсовременные технологии.
— Вы думаете, современные покупатели не знают этого?
— Я думаю, что молодые клиенты марки не всегда представляют себе, какой объем работы стоит за каждой вещью. И даже не думают, что его выполняют живые люди руками. Им кажется, что все штампуется на станках. Нажал на кнопку — получил сумку. Но это не так, о чем наша выставка как раз и рассказывает. Сколько бы мы ни пытались достучаться до молодого покупателя через диджитал-платформы, душа бренда все равно сосредоточена в наших мастерских и в руках наших мастеров. И потом, компания Hermes любит устроить что-нибудь эдакое. Помните проект Hermesmatic? (Компания открыла импровизированную прачечную в универмаге «Цветной», где каждый желающий мог бесплатно перекрасить свой платок в один из предложенных цветов.— «Ъ-Стиль».) А были ли вы когда-нибудь на мероприятиях, посвященных теме года?
— Да. Темой года тогда были «Метаморфозы», и вы устроили настоящее сюрреалистическое представление во французском замке Мон-Сен-Мишель. Эта выставка все-таки не такая неожиданная.
— Согласен. Но я лишь хотел подчеркнуть, что мы не маркетинговая компания, мы компания ремесленников, которые любят остроумно пошутить и повеселиться. И заодно познакомить с нашим внутренним миром. Кстати, у нас ведь есть и программа поддержки молодых сотрудников. Мы принимаем в нашу школу людей без опыта и обучаем их всему. Я люблю говорить, что Hermes — это компания, которая учит тому, как нужно учиться. Работаю тут 27 лет и за это время отвечал и за текстиль, и за шелк, и за кожу. Я очень многому научился у мастеров. Могу рассказать миллион историй о наших шелкопрядах и о шелковом производстве, и тогда мы с вами проведем тут несколько суток. Как президент благотворительного фонда я очень горжусь нашей The Skills Academy (Академия навыков.— «Ъ-Стиль»). Раз в два года мы приглашаем 20 специалистов присоединиться к программе, чтобы развить свои навыки работы с деревом, землей, металлом, текстилем. Ремесленники, инженеры, дизайнеры получают возможность работать вместе, чтобы узнать больше о материалах, о техниках, которые мы применяем. Мы сотрудничаем со многими ремесленными организациями. Даем объявления в газетах и рассматриваем тысячи резюме.
— Кстати, я обратила внимание на то, что мастера, которые участвуют в выставке, очень молоды. А ведь существует устойчивое представление о том, что ручной труд — удел старшего поколения.
— Вот именно! Это очень распространенный стереотип, который мы в Hermes стараемся разрушить. В наших мастерских трудится по нескольку поколений одной семьи, но и молодых ремесленников и мастеров очень много.
— Роботы смогут заменить мастеров?
— Уберем мы наших мастеров — и что останется? Бездушные вещи. Hermes — это руки наших мастеров. Каждый мастер узнает свою сумку, свою расписанную фарфоровую тарелку, свой шелковый платок, свое седло. Ручной труд делает эти предметы по-настоящему уникальными, даже если речь идет о двух одинаковых моделях, сшитых разными кожевниками. У нас есть такая услуга: клиент может сдать сумку на ремонт прямо в бутике и довольно скоро получить ее там же. Работу выполняют наши мастера, командированные в бутики разных стран. Как-то в Штатах клиентка принесла сумку, и наша мастерица узнала свое детище: она сшила эту сумку во Франции несколькими годами ранее. Проверили по номеру — так оно и есть. Роботы, конечно, позволят увеличить производительность, но нужно ли это нам? Несомненно, нет.
— Есть компания Hermes, которая производит сумки, платки и так далее, а есть Фонд, который занимается разными проектами. В том числе обучением молодых специалистов и поддержкой художников.
— Да, для нас очень важно поддерживать молодые дарования в любых сферах — будь то ремесло или искусство. Отсюда и программа поддержки молодых художников. Они получают гранты, связи и возможности для творчества. Например, у нас есть программа Immersion для фотографов. Талантливым авторам мы даем площадку для выставки, компенсируем все расходы на печать и договариваемся с кураторами. Мы получаем множество заявок и сами постоянно ищем таланты: целая команда разыскивает по миру самородков.
— Взращиваете будущих мастеров с младых ногтей?
— Нам нравится показывать молодым, что такое ремесленничество. У нас есть программа Manufacto, моя любимая. Она ориентирована на школьников младших и средних классов. Наши волонтеры приезжают в классы и по нескольку часов рассказывают детям, как устроен мир ремесла. Они изучают фактуры, формы, пытаются повторить движения при работе с кожей, деревом и так далее. В конце каждого занятия у детей остается какая-то поделка на память об уроке. Можно и в этом случае обвинить нас в маркетинговых уловках, но учителя и родители в восторге, они счастливы, что их дети в столь юном возрасте имеют возможность попробовать какие-то профессии и поработать руками. Мы начали это в 2016 году. В программе пока участвуют шесть школ, а скоро их станет 26.
— Раз мы говорим о программах, не могу не спросить о Biodiversity & Ecosystem («Биологическое разнообразие и экосистема».— «Ъ-Стиль»). Что сейчас происходит в этом направлении?
— Вы знаете, сколько туристов поднимается ежегодно на Монблан? Мы поддерживаем программу по охране и сохранению горы. Монблан давно сталкивается с такими проблемами, как рост уровня загрязнения воздуха и последствия изменения климата.