«С полностью независимым брендом мы сможем сделать гораздо больше»
Главный редактор журнала «Кинорепортер» Мария Лемешева — в интервью «Ъ FM»
В столичном кинотеатре «Иллюзион» прошла ежегодная премия «Событие года». В седьмой раз вместе собираются ведущие представители кино- и телеиндустрии, чтобы определить лучших среди своих коллег. Но в этот раз есть несколько отличий. Прежде всего, имя организатора: раньше церемонию устраивала русская версия журнала The Hollywood Reporter. Но совсем недавно редакция трансформировалась в совершенно самостоятельное издание – «Кинорепортер». О других отличительных особенностях премии ведущему «Коммерсантъ FM» Рамазу Чиаурели рассказала главный редактор «Кинорепортера» Мария Лемешева в программе «Цели и средства».
— Мария, журнал «Кинорепортер» уходил в самостоятельное плавание не только, чтобы отчасти дистанцироваться от западного бренда, но и чтобы ярче был акцент на внутрироссийские кинособытия. Хочется понять, стоит ли ожидать отличий и в церемонии «Событие года»? Ведь у вас даже площадка осталась прежней — кинотеатр «Иллюзион».
— Как вы знаете, и сам журнал, и все учрежденные нами премии изначально задумывались как авторские проекты. Наши авторские проекты. Поэтому мы стремимся идти сейчас по пути правопреемственности. Сохранить все лучшее, что мы уже создали, и сформировать новые возможности, расширить профессиональны горизонты.
В этом году премия «Событие года» пройдет уже в седьмой раз. Согласитесь, семь лет — это значительный отрезок жизни. Первая наша торжественная церемония вручения премии за достижения в области кино и телевидения прошла в 2011 году. В разные годы лауреатами премии становились Константин Эрнст, Антон Златопольский, Федор Бондарчук, Юрий Колокольников, Филипп и Иван Янковские, Мария Миронова, Дмитрий Нагиев, Анна Чиповская, Виктория Толстоганова, Максим Матвеев, Рената Литвинова, Максим Галкин, Юлия Пересильд, Егор Корешков, Екатерина Андреева и многие другие.
Мы всегда очень внимательно и с уважением относились к выбору лауреатов. В наше жюри входят эксперты кино- и телеиндустрии, киноведы, колумнисты журнала. Они проводят огромную работу, прежде чем назвать имена лауреатов.
Наша премия — это признание тех, кто внес весомый вклад в развитие кино- и телеиндустрии в течение года, кто заставил о себе говорить, кто подарил нам особые эмоции. За время своего существования премия «Событие года» добилась признания и уважения в кинематографических и телевизионных кругах. Что, безусловно, приятно и почетно. Вместе с тем, при своей заслуженной авторитетности наша премия старается всегда быть несколько шире академических рамок.
Как я уже сказала, мы стремимся оценить уникальный всесторонний вклад наших лауреатов и в развитие профессиональной индустрии, и в развитие социокультурной сферы жизни нашего общества, в целом. Для нашего жюри именно это является ключевыми критериями отбора номинантов. При этом и сама премия за эти семь лет приобрела и особую социальную миссию.
Одна из задач церемонии — отдать дань уважения тем признанным и горячо любимым деятелям культуры, которые по стечению обстоятельств так и не удостоились за свою творческую карьеру важных наград. У нас было несколько историй, когда уважаемые, знаменитые, уже легендарные артисты, например, Галина Польских или Михаил Боярский, выходя на сцену и получая из наших рук награду «Событие года», признавались, что это их первая профессиональная награда. Надеюсь, что мы сможем и дальше с достоинством выполнять данную миссию и отдавать дань уважения нашим незабываем творцам.
Возвращаясь к ожиданиям нового, то, безусловно, этот год стал знаковым для нашей редакции, и нововведения будут. Как и журнал «Кинорепортер», так и сама премия наполнится новыми смыслами. Мы расширили содержание журнала за счет рубрик, посвященных театральному и музыкальному искусству, телевизионной и веб-продукции, в частности, такому популярному направлению, как веб-сериалы, а также устремились в сторону евразийского пространства. По такому же принципу, постепенно, не сразу, конечно, обновится и премия «Событие года».
В этом году у нас восемь номинаций: актер и актриса года, открытие года, мастер-класс года, телеперсона гола, хит и прорыв года, а также проект года. В рамках одной из них, например, мы будем вручать премию музыкальному исполнителю. В следующем году обязательно появится номинация, связанная с театральной деятельностью.
Также большее внимание мы планируем уделять развитию сферы профессиональной киножурналистики. Буквально несколько недель назад, в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума мы подписали соглашение о сотрудничестве в данном направлении с Союзом журналистов России. И мы очень рады, что премия этого года соберет киножурналистов из самых разных регионов России. Надеюсь, что в наступающем году нам удастся совместно учредить и специальную номинацию для профильных журналистов.
С полностью независимым брендом мы сможем сделать гораздо больше, охватить тех, кому мы нужны, кого мы можем поддержать именно своей премией, вдохновить на новые победы.
— Кто ломает голову над списком номинантов, тем более победителей?
— Как я сказала ранее, победители в номинациях «Событие года» называются по результатам опроса экспертов кино- и телеиндустрии, а также по результатам голосования редакции журнала. В обсуждении принимают участие наши эксперты, киноведы, колумнисты. Обычно процесс занимает время. Но на моей памяти было и так, что мы голосовали, выбирали, а в самый последний момент появляется тот самый лидер, который опережал всех остальных номинантов. Так, например, в прошлом году в номинации «Проект года» этим несомненным лидером оказался фильм «Последний богатырь».
— Среди патронов вашего журнала я нашел и некоммерческую организацию «Золотой орел». Но ведь у него есть своя одноименная премия. Нет ли тут конфликта интересов?
— Хотела бы сразу пояснить, что управление журналом «Кинорепортер» осуществляется АНО «Агентство поддержки национальной киноиндустрии», председателем правления которой является Никита Сергеевич Михалков. АНО «Золотой орел», о котором вы говорите, входит в число учредителей «Агентства поддержки национальной киноиндустрии». И в этом контексте совершенно не вижу повода говорить о конфликте интересов. Премия «События года», как и «Золотой jрел», уникальны.
Более того, мы все делаем одно дело — всячески поддерживаем развитие нашего культурного пространства, нашу киноиндустрию. Я бы скорей говорила о том, что «Событие года» и «Золотой Орел» друг друга дополняют, популяризируя образы российских творцов, само их творчество. Мы совместными усилиями вносим вклад в постоянное обновление и оборотное образа нашей с вами культуры, укрепляясь отечественную культуру как национальный бренд и внутри страны, и, безусловно, на мировой арене.