Агрегаторов такси в столице готовят к новым правилам

Почему власти Москвы раскритиковали сервисы

Власти Москвы выступили против агрегаторов такси: сервисы получили негативную оценку столичного департамента транспорта. В мэрии пришли к выводу, что при действующей политике агрегаторов пользователи начнут возвращаться к прямому заказу такси. В департаменте выступают за регулирование работы приложений — прежде всего, за прозрачное тарифообразование и усиление ответственности за пассажиров. Все это будет отражено в законе о такси, который Госдума рассмотрит в ближайшее время.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Каких изменений ждать на рынке такси? И что будет с ценами на поездки? Есть ряд предложений, которые следует отразить в законе о такси, отметил председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко: «Агрегатор заказа такси должен передавать заказ не только тем, кто имеет соответствующее разрешение, но и таким водителям, у которых есть действующий путевой лист. На сегодняшний день выдача путевого листа превратилась в прибыльный криминальный бизнес, который не играет в сторону повышения качества и безопасности обслуживания пассажиров. Также не учтен вопрос ценового регулирования.

Если государство не регулирует тарифы на поездки, то это начинает делать агрегатор. Они снижают цену, не учитывая экономику транспортного предприятия и интересы того, кто непосредственно осуществляет перевозку.

Я уж не говорю, что если раньше средний возраст автомобилей был 2,8 года, то сегодня многие переходят на 4 года и двигаются дальше. Статистика по ДТП за последние шесть месяцев выросла почти на 50% именно в сфере таксомоторных перевозок. Есть вопрос, как должен проходить технический осмотр транспортного средства. Только с помощью регулирования можно навести порядок на рынке и повысить качество и безопасность обслуживания пассажиров».

Рассмотрение законопроекта о такси должно было пройти 4 декабря, но Госдума перенесла его из-за загруженной повестки. Планировалось, что в первом чтении документ примут без изменений, а ко второму кардинально перепишут с учетом пожеланий столичных властей.

Отказываться от услуг агрегаторов такси никто не будет, но без регулирования в этой сфере не обойтись, считает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: «Еще лет 15 назад службы заказа такси были только у очень крупных компаний. Они шли по принципу Европы, где услуги такси разделялись на исключительно таксомоторные компании и так называемые колл-центры, службы заказа. Агрегатор — это просто очень крупная служба заказа такси. Почему возникла необходимость вносить поправки в действующее транспортное законодательство? Потому что в 2011 году таких крупных агрегаторов не существовало, и ни у кого мысли не возникало менять тарифообразование от перевозчика. Сегодня агрегаторы стали очень крупными и перетянули на себя еще и право тарифообразования. Они устанавливают существенно заниженные тарифы, совершенно не учитывая расходные обязательства перевозчиков, которые они несут исходя из действующего транспортного законодательства. Пока в тексте закона прописано обязательство агрегатора заключить письменный договор с любым перевозчиком о том, кто эти тарифы устанавливает».

У самих таксистов также накопилось много претензий к агрегаторам. На днях столичный водитель написал на своей машине слова «голодовка» и «бойкот» и припарковал ее на Никитском бульваре. Этим поступком он выступал против политики агрегаторов, которая вынуждает водителей работать сверх нормы, чтобы выйти в плюс.

Исправить ситуацию можно, только если между перевозчиками и приложением будет заключаться договор, считает замглавы профсоюза «Таксист» Андрей Попков, но тогда и тарифы должны быть пересмотрены: «Почему рынок криминальный? Потому что отсутствуют трудовые отношения, нет работодателя. По всем косвенным признакам, работодатель — агрегатор: он назначает тариф, ставит условия, даже вводит штрафы и наказания. Но это порочная схема, когда агрегатор через посредника работает с компанией и водителем. В формировании тарифа должен участвовать и хозяин автомобиля. 30% от дохода забирает себе агрегатор, и что остается водителю? Надо либо целиком пересматривать тарифную политику, либо повышать тариф на 20-30%».

Ранее Роспотребнадзор провел «Горячую линию» по вопросам пользования такси и каршерингом. Оказалось, что большинство россиян волнует отсутствие у водителей информации о перевозчике или разрешения на работу. При этом на горячую линию не поступило ни одной жалобы на необоснованное завышение цен.

Владислав Викторов

Вся лента