«Росбытхим» стирают в порошок
В Саратовской области закрывается частный индустриальный парк
Собственник индустриального парка «Росбытхим» Евгений Шлычков закрывает предприятие, выпускающее бытовую химию. Эту информацию „Ъ“ подтвердил сам господин Шлычков. По его словам, основными причинами ликвидации предприятия стали неспособность регионального предприятия конкурировать с монополистами и отсутствие государственной поддержки. Эксперты считают, что региональный индустриальный парк и не мог конкурировать с такими глобальными компаниями, как Henkel и Procter and Gamble, которые вкладывают миллиарды в исследования, университеты, лаборатории и новые разработки.
В Саратовской области закрывается частный индустриальный парк «Росбытхим», специализирующийся на выпуске моющих и чистящих средств. Такое решение принял собственник предприниматель Евгений Шлычков. С его слов, предприятие закрывается из-за того, что не может конкурировать с монополистами, такими как Procter and Gamble и Henkel, которые занимают 80–85% рынка. Также господин Шлычков заявил об отсутствии промышленной политики на государственном уровне.
«Да, я закрываю предприятие. А что мне остается делать, если в нашем государстве нет промышленной политики? Мне все говорили: дурак ты, Шлычков, надо было строить торговый центр, а не завод, — рассказывает предприниматель. — Конкурировать с мировыми производителями очень сложно. Торговые сети нашу продукцию не берут, потому что монополистам конкурент не нужен».
Господин Шлычков еще окончательно не решил, что будет делать с предприятием. «Может, буду распродавать, может, буду делать совместное с кем-то, — уточнил он. — Я за свои деньги создал этот технопарк. И налоги платил здесь. А монополисты в основном платят налоги у себя», — говорит он.
По данным kartoteka.ru, ОАО «Росбытхим» было зарегистрировано в 2008 году. Основным видом деятельности является производство мыла и моющих средств, чистящих и полирующих средств. Среднесписочная численность сотрудников — 56 человек. Планировалось довести мощность парка до 50 тыс. т продукции в год. В 2014 году, когда индустриальный парк представили губернатору, планировалось, что экономический эффект от его создания составит 3,4 млрд руб. к 2017 году и 10 млрд руб. — к 2020 году. Два последних года предприятие работало с убытком: в 2016 году он составил 14,28 млн руб., в 2017 году — 28,95 млн руб.
О проблемах предприятия Евгений Шлычков говорил последние несколько лет на разных уровнях. В апреле 2015 года на совещании по вопросу развития малого и среднего бизнеса в правительстве Саратовской области на тот момент депутат облдумы рассказал губернатору Валерию Радаеву о невозможности сбыть продукцию «Росбытхима» посредством торговых сетей, отсутствии обещанных льгот.
В министерстве промышленности и энергетики Саратовской области сказали, что знают о проблемах предприятия. Правительство прорабатывало вопрос реализации продукции ОАО «Росбытхим» через торговые сети (в том числе через «Почту России»), и были даны рекомендации предприятию по активизации маркетинговой политики. «К сожалению, предприятие не смогло, несмотря на оказанное содействие, в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, наладить производственную деятельность и сбыт готовой продукции, что в конечном итоге привело его акционеров к решению о закрытии проекта», — отметили в минпромэнерго.
По мнению депутата Госдумы Ольги Алимовой (КПРФ), проблема развития промышленности существует не только в Саратовской области, но и в стране в целом.
«Долгие годы стояла задача не развивать отрасль, а побольше похитить и рассовать по карманам. Поэтому мы сейчас имеем то, что имеем. Власти вроде бы и пытаются принимать какие-то меры, но их явно недостаточно, и фактически многие предприятия погибают», — поясняет коммунистка.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев считает, что у «Росбытхима» не было шансов конкурировать с мировыми брендами, которые вкладывают в исследования и новые разработки миллиарды.
«Господдержка нужна многим, но на всех, кому нужны дотации и преференции, ее не хватит. У государства имеются более значимые цели и направления, чем рынок стирального порошка, который не испытывает дефицита. А конкурировать на насыщенном потребительском рынке, да еще и с мировыми брендами, не имея стартовых преимуществ, вряд ли возможно. Как вообще можно конкурировать, догоняя, повторяя чужие разработки, не имея собственного уникального продукта, востребованного рынком? — говорит аналитик. — Мировые бренды вкладывают миллиарды в маркетинговые исследования, в научные исследования, в университеты и собственные лаборатории, в разработку новых компонентов и продвижение на рынок новых продуктов».
По его словам, чтобы конкурировать с крупными компаниями, мало получить точечную господдержку. «И производителям, и государству для этого нужно было десятилетиями вкладывать в воспроизводство и развитие человеческого капитала: в воспроизводство и сохранение научной, технологической и инженерной школы, в науку, образование и культуру, инициативу и мотивацию научных и предпринимательских кадров».