К Афганистану заходят с североатлантической стороны
Министры стран НАТО обсудили перспективы переговоров между Кабулом и «Талибаном»
Во второй день завершившейся в среду в Брюсселе встречи глав МИДов стран—членов НАТО главным вопросом повестки дня стало афганское урегулирование. Генсек альянса Йенс Столтенберг признал, что ситуация непростая и свой вклад в урегулирование могут внести многие, в том числе Москва. Насколько существенным он будет, может проясниться после запланированного на 7 декабря визита в РФ спецпредставителя США по афганскому урегулированию Залмая Халилзада. Впрочем, афганская тема не выбивается из общего контекста российско-американских отношений: речь сейчас идет скорее не о сотрудничестве, а о соперничестве.
На встречу по Афганистану были приглашены все причастные к операции НАТО «Решительная поддержка» (Resolute Support) — то есть не только члены альянса, но и их многочисленные союзники. «Ситуация с безопасностью в Афганистане остается сложной. За последние месяцы было несколько громких атак. Но афганские силы безопасности остаются непоколебимыми. Как и мы»,— заверил Йенс Столтенберг, открывая заседание. Отметив, что НАТО в соответствии с принятыми на июльском саммите решениями усилило поддержку Кабулу — расширило контингент и увеличило финансирование,— генсек альянса поставил задачу: не допустить того, чтобы страна вновь стала тихой гаванью для международного терроризма. И он имел в виду не только движение «Талибан».
«Цена нашего пребывания в Афганистане высока — как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения человеческих потерь. Но цена вывода войск выше, чем цена сохранения присутствия»,— заверил Йенс Столтенберг на одной из пресс-конференций, упомянув в этой связи желание «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (организации запрещены в РФ) взять реванш и вернуть себе утраченные позиции.
Констатировав активизацию боевиков в Афганистане, участники заседания, однако, не стали жестко критиковать за это власти страны. Наоборот, Йенс Столтенберг, например, хвалил их за готовность провести президентские выборы. «Когда я несколько недель назад посещал Афганистан, там меня заверили, что они обязательно будут проведены»,— отметил генсек НАТО. Глава МИД Афганистана Салахуддин Раббани, выступая в Брюсселе, подтвердил намерение провести выборы в апреле следующего года. При этом ранее появлялась информация, что они могут быть отложены,— слишком свежи еще воспоминания о недавних парламентских выборах, перед которыми кандидатов в депутаты убивали чуть ли не каждый день. По данным информагентства «Фергана», всего за время предвыборной кампании погибло 144 человека — не только кандидаты, но и их помощники, активисты предвыборных штабов, работники избирательных комиссий. Только в день выборов — 20 октября — в результате терактов 56 человек погибли, 379 получили ранения. Это, однако, не помешало господину Раббани заявить, что выборы «прошли в относительно безопасной обстановке».
Перспектива проведения президентских выборов во многом зависит от того, будет ли запущен процесс реального политического урегулирования. Напомним, что обсуждение таких планов параллельно ведется в разных форматах. Так, 27–28 ноября в Женеве прошла конференция, участие в которой приняли представители почти сотни стран и организаций (см. “Ъ” от 29 ноября). Главной новостью стало заявление президента Афганистана Ашрафа Гани о том, что Кабул подготовил «дорожную карту» для переговоров с «Талибаном» и сформировал команду из 12 переговорщиков.
Возглавлявший российскую делегацию министр иностранных дел Сергей Лавров назвал эту новость доказательством того, что «та логика, которую продвигала Москва, работает». Господин Лавров имел в виду попытки России усадить за стол переговоров представителей Кабула и талибов. Первая такая встреча прошла в Москве 9 ноября. «Талибан» — запрещенный в РФ, но все равно приглашенный посетить ее столицу, представляли люди из политического офиса движения в Дохе. Кабул — члены Высшего совета мира (ВСМ) Афганистана, имеющего консультативную функцию. Встреча завершилась без каких-либо результатов, но все равно была расценена на Смоленской площади как успех. «Московский формат идеально подходит для внешнего сопровождения прямого инклюзивного межафганского диалога»,— заверил в Женеве Сергей Лавров.
В среду официальный представитель ВСМ Ихсан Тахери в интервью «РИА Новости» попросил, чтобы Россия и дальше «помогла мирному процессу, с тем чтобы прямые переговоры между властями и талибами начались в ближайшее время». При этом он рассказал, что атмосфера на конференции в Москве «была очень дружественной»: «Наша делегация сидела напротив талибов, обсуждения продолжались даже во время кофе-брейков. Никаких негативных слов в адрес друг друга сказано не было».
В разговоре с “Ъ” генсек НАТО дал понять, что альянс в целом не против инициативы Москвы, но ведущая роль в урегулировании должна принадлежать самим афганцам. «Важно то, что все мы поддерживаем процессы, которые происходят внутри Афганистана и управляются самими афганцами. Например, мы поддержали инициативу президента Гани по запуску мирного процесса. Его усилия привели минувшим летом к введению в стране (впервые) общенационального режима прекращения огня. И началась подготовка к мирным переговорам с "Талибаном"»,— напомнил “Ъ” Йенс Столтенберг. И резюмировал: «Все другие инициативы должны лишь поддерживать этот процесс. Потому что в конце концов афганцы должны говорить с афганцами. Это единственный путь решения проблемы». Собеседник “Ъ” добавил, что НАТО придерживается именно такого подхода: альянс лишь поддерживает усилия афганского правительства и не собирается создавать новую площадку для переговоров, так как такая инициатива может лишь усугубить проблему.
Такими же словами господин Столтенберг ответил на вопрос о работе спецпредставителя Госдепартамента США по афганскому урегулированию Залмая Халилзада — нынешние переговоры дипломата с региональными игроками полезны, но не должны подменять усилия самих афганцев. Сейчас господин Халилзад совершает масштабное турне, включающее в себя Пакистан, Афганистан, Узбекистан, Туркмению, Бельгию, ОАЭ, Катар и Россию. Москву дипломат посетит 7 декабря. Он встретится со спецпредставителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым, а также заместителем главы МИДа Игорем Моргуловым. Основным вопросом на переговорах, как рассказали накануне во внешнеполитическом ведомстве РФ, станет «обсуждение возможностей российско-американского взаимодействия на афганском направлении».
Между тем ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко сомневается, что в нынешних условиях такое взаимодействие может быть налажено. Он рассказал “Ъ”, что Залмай Халилзад сейчас совершает масштабное турне, цель которого — «показать, что Соединенные Штаты не намерены уступать кому-либо центральную роль в афганском урегулировании». «Важно не то, что будет обсуждаться в Москве, а то, какой сигнал после этого Халилзад отправит талибам. Например, он может дать им понять, что иметь дело с Россией не стоит»,— заявил эксперт.
После московской конференции, отметил господин Серенко, «официальные ресурсы "Талибана" транслировали мысль о том, что встреча была крайне успешной. Но совсем другой посыл содержался в сообщениях, распространявшихся через контролируемые талибами неофициальные каналы. Там сторонникам из числа мусульманской аудитории простыми словами объяснялось, почему талибы поехали в Москву». По словам эксперта, они поехали в «столицу побежденного в свое время государства», чтобы продемонстрировать всему миру, что сегодня Россия вынуждена с ними считаться, и «такая же участь рано или поздно ждет и других захватчиков — американцев».