ГИБДД попала в нестандартную ситуацию
Ведомство просит отложить введение нового ГОСТа
Как стало известно “Ъ”, Госавтоинспекция обратилась к Росстандарту с просьбой отложить на семь месяцев срок вступления в силу нового стандарта для номеров автомобилей и мотоциклов. Планировалось, что госзнаки будут доступны для граждан уже с 1 января 2019 года, но из-за особенностей системы полицейских госзакупок сделать это не получается. Госавтоинспекция попросила передвинуть срок на август, в Росстандарте пообещали идею рассмотреть.
ГИБДД предложила Росстандарту перенести сроки введения в действие нового ГОСТ Р 50577–2018 с 1 января на 4 августа 2019 года. Об этом “Ъ” сообщили в пресс-центре МВД. В Росстандарте подтвердили, что предложение «поступило и находится на рассмотрении».
Речь идет о ГОСТе с новыми требованиями к государственным регистрационным знакам (“Ъ” сообщал о нем в сентябре). Для мотоциклистов введут номера меньшего размера: действующий стандарт — 245 мм на 185 мм, новый — 190 мм на 145 мм. Это поможет решить проблему установки знаков на зарубежные мотоциклы с небольшой площадкой. Вводится новый вид двухстрочных номеров для площадок с нестандартным местом крепления (распространены у японских, американских и некоторых советских машин). Обычные однострочные знаки туда не помещаются, их приходится сгибать. ГОСТ был утвержден приказом Росстандарта с вступлением в силу 1 января 2019 года.
Срок нужно перенести для исключения «возможных необоснованных расходов федерального бюджета», поясняют в МВД. Проблема — в особенностях полицейских госзакупок, рассказал “Ъ” источник, знакомый с ситуацией. Автомобильную спецпродукцию — номера, бланки прав, ПТС, СТС — закупает Центр специального назначения (ЦСН) в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Закупки делаются заранее, исходя из плановых потребностей подразделений ГИБДД, на несколько месяцев вперед. Ряд контрактов ЦСН заключил этой осенью — на поставку 508 тыс. номеров в ЦФО (цена — 121 млн руб., поставщик ООО «Знак»), 315 тыс. номеров в ПФО (75 млн руб., поставщик ООО «Иск»), 187 тыс. номеров в СФО (44,9 млн руб., поставщик ООО «Буборг-Сервис»). При этом ЦСН не имеет права заказывать у компаний госзнаки, изготовленные по ГОСТу, не вступившему в силу, поясняет собеседник “Ъ”, поэтому в контрактах прописано требование о соответствии стандарту 1993 года.
4 августа вступает в силу новый закон «О государственной регистрации транспортных средств». Это масштабный документ, о котором неоднократно рассказывал “Ъ”, предполагает ряд нововведений для водителей. ГИБДД, в частности, не будет выдавать номера: подразделения будут назначать гражданину только сочетание букв и цифр, а саму металлическую пластину нужно будет заказывать у частных фирм. Последние будут работать уже по новому ГОСТу. Госпошлину за выдачу номера отменят (МВД уже подготовило поправки в Налоговый кодекс), тарифы на печать номеров определит ФАС. Таким образом, проблема закупок номеров ЦСН автоматически отпадет, поясняет собеседник “Ъ”.
Перенос сроков выглядит логичным, говорит член технического комитета «Безопасность дорожного движения» при Росстандарте Петр Шляхин: автовладельцы смогут сразу заказать комплект номеров, которые нужны на конкретную машину (например, передний однострочный и задний двухстрочный на праворульную Toyota). При этом, отмечает он, многие автомобилисты уже настроились на получение новых номеров в январе и перенос сроков может их расстроить. «Таких машин, особенно советской "классики", на самом деле еще не мало,— говорит Петр Шляхин.— Мотоциклистам придется почти все лето ездить с неудобными номерами-"лопухами"». Первый российский «номерной» ГОСТ введен в действие 1 января 1994 года, напоминает Петр Шляхин, но это не мешало ГИБДД начать выдавать новые госзнаки уже в октябре 1993 года.