Цель оправдывает лекарственные средства
Государство просят разрешить бюджетам закупку незарегистрированных в России медикаментов
16 общероссийских и региональных благотворительных фондов направили открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой обеспечить соотечественников медпрепаратами, которые не зарегистрированы в России. По действующему законодательству, на покупку подобных медикаментов не могут выделяться бюджетные средства. К такому выводу пришел воронежский суд, разбирающий иск представителей семилетнего Даниила Нижельского, нуждающегося в препарате «Диакомит», к региональному департаменту здравоохранения. Сейчас по делу готовится кассация в президиум Верхнового суда. По мнению экспертов, государство опасается послаблений законодательства, благодаря которым в страну могут попасть нежелательные медикаменты.
Инициатором обращения к первым лицам с просьбой разработать и утвердить четкий регламент обеспечения пациентов за счет государства незарегистрированными препаратами, назначенными по индивидуальным жизненным показаниям, стал благотворительный фонд «Православие и мир» («Правмир»). Составленное им открытое письмо (копия есть в распоряжении “Ъ-Черноземье”) поддержали еще 15 благотворительных организаций. «В правовой системе есть порядок назначения незарегистрированных препаратов, есть порядок получения разрешения на ввоз препаратов для индивидуального применения и есть порядок ввоза, но не существует порядка обеспечения данными препаратами по жизненным показаниям в рамках госпрограммы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Как пациенту следовать назначению врача, как сохранить жизнь, если в рамках действующего законодательства жизненно важными лекарствами он не обеспечивается?»,— указано в обращении. Адресатами письма стали президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, а также спикеры обеих палат Федерального собрания Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин.
Направлению письма предшествовало появление на сайте Change.org петиции с аналогичными требованиями. Она была создана «Правмиром» три недели назад и адресована в том числе министру здравоохранения Веронике Скворцовой и председателю комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрию Морозову. Основой петиции стала история о семилетнем жителе Калача Воронежской области Данииле Нижельском.
По информации фонда, ребенок болен редкой формой эпилепсии — тяжелой миоклонической эпилепсией младенчества, она же синдром Драве. По данным регионального департамента здравоохранения, в области живет четыре человека с таким диагнозом. Первый приступ у мальчика случился еще до года, после родители долгое время искали причину эпилептических припадков и пытались установить верный диагноз. Это смог сделать частный врач из Санкт-Петербурга, он же назначил мальчику «Диакомит», который производит международная фармацевтическая компания Biocodex. Позже консилиум врачей Национального медико-хирургического центра имени Пирогова подтвердил терапию этим препаратом. Однако за счет бюджета «Диакомит» Даниил Нижельский получать не мог. По данным интернет-аптек, упаковка препарата 500 мг из 60 капсул стоит порядка €700. При этом необходимый мальчику годовой курс обойдется примерно в 1 млн руб. (включает в себя 24 упаковки — 12 по 60 капсул 500 мг и еще столько же с дозировкой 250 мг). С помощью нескольких фондов деньги на годовое лечение удалось собрать. Как рассказала “Ъ-Черноземье” мать Даниила Ольга Нижельская, ребенок обеспечен «Диакомитом» до конца 2019 года.
С помощью юристов «Правмира» госпожа Нижельская пыталась обязать региональный департамент здравоохранения обеспечить мальчика препаратом за счет средств областного бюджета. Но в июле 2018 года Центральный райсуд Воронежа отказал в удовлетворении иска, а в октябре облсуд оставил решение первой инстанции в силе. Как следует из заключения Центрального райсуда, «Диакомит» не зарегистрирован в России и поэтому не включается в утвержденные Минздравом стандарты оказания помощи. Действующее законодательство определяет только порядок назначения таких препаратов и регламент оформления разрешения на ввоз, но не предусматривает обеспечение ими за счет бюджета. Порядок ввоза незарегистрированных препаратов «за счет сил и средств медицинской организации или департамента здравоохранения» не регламентирован в том числе федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок…», сказано в решении суда. По мнению инстанции, департамент здравоохранения и областная детская клиническая больница №1 совершили все «предусмотренные и не запрещенные законом» действия для обеспечения «Диакомитом»: получили разрешения на ввоз и согласие «Русфонда» на закупку и передачу препарата пациенту. Историю мальчика в «Правмире» называют ярким примером того, «что происходит в России повсеместно». Как рассказала “Ъ-Черноземье” юрист фонда Ольга Грицай, после получения на руки резолютивной части решения облсуда будет подана кассация в президиум Верховного суда. «Мы также вели два аналогичных дела в Кирове, оба в первой инстанции выиграли. Но после наших проигрышей в Воронеже региональный минздрав подал апелляции»,— добавила госпожа Грицай.
Кто еще в Черноземье судится за лекарства
Прокуратура Белгородской области добивается обеспечения иммунодепрессантом «Рапамун» девятилетней жительницы региона.
На письменный запрос в пресс-службе Минздрава РФ не смогли ответить в течение нескольких дней. В пресс-службе департамента здравоохранения пояснили, что трое пациентов с синдромом Драве получают систематическую терапию антиконвульсантами, а форма заболевания Даниила Нижельского относится к недостаточно восприимчивым к лечению препаратами, поэтому специально для него за счет благотворительных средств закупается «Диакомит». «В течение трех лет ежегодно оформляется разрешение на ввоз лекарства. Ни департамент, ни лечебное учреждение никогда не предлагали семье Нижельских закупать препарат за счет личных средств»,— добавили в ведомстве.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев отмечает, что подобные открытые письма актуализируют проблему и помогают выявить новые группы пациентов, которые нуждаются в незарегистрированных препаратах. «Речь не идет о миллионах, но это достаточно большие группы людей: от орфанных заболеваний, лекарства к которым производители не регистрируют из-за отсутствия, по их мнению, экономического целесообразности до случаев паллиативной помощи»,— пояснил господин Жулев. По словам эксперта, эта тема неоднократно “Ъ-Черноземье” на всех уровнях власти, и Вероника Скворцова уже поручала продумать механизм покупки незарегистрированных препаратов. «Но надо понимать, что государство боится сделать брешь в законодательстве, благодаря которой в страну под благовидным предлогом может хлынуть поток незарегистрированных медикаментов. Это негативно скажется на всем рынке, поэтому дело движется небыстро»,— добавил Юрий Жулев.
Как жители Черноземье оценивают качество здравоохранения
Финансовый университет при правительстве РФ опубликовал рейтинг качества медицинского обслуживания в крупных российских городах за 2018 год. В Черноземье худшую оценку получил Воронеж, а самая высокая досталась Тамбову