Конституционный суд признал соглашение о границе Чечни и Ингушетии

Запрос Юнус-Бека Евкурова удовлетворен

Конституционный суд (КС) РФ аннулировал решение КС Ингушетии, который отменил 30 сентября соглашение о ратификации границы между Ингушетией и Чечней. КС РФ признал, что КС Ингушетии был не правомочен проверять вступивший в силу договор между регионами, тем самым удовлетворив запрос главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Он обратился в КС РФ 8 ноября на фоне массовых протестных митингов в республике. По мнению КС РФ, вопрос о границах между регионами к исключительному ведению региональных властей не относится.

Фото: Давид Френкель, Коммерсантъ

Согласно решению КС РФ, сложившиеся границы между субъектами могут быть изменены при передаче какой-то части территории с их взаимного согласия и утверждены Советом федерации. Поскольку граница между двумя сопредельными субъектами отсутствовала, речь идет не о передаче части территории одного субъекта другому, что требует утверждения Советом федерации, а о первичном разграничении территорий, признал КС, решив, что утверждение чечено-ингушской границы Советом федерации не требовалось.

Граница между Ингушетией и Чечней, необходимость определения которой вытекала еще из закона РФ 1992 года «Об образовании Ингушской Республики…», после преобразования Чечено-Ингушской Республики и до заключения соглашения от 26 сентября установлена не была. Это подтверждается и федеральным законом «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике», в котором вопрос о границе между вновь образованными субъектами не затрагивался, говорится в решении КС РФ.

Как возник вопрос о границе Чечни и Ингушетии

История вопроса

Смотреть

Органы власти субъекта РФ вправе создавать муниципальные образования в пределах своей территории. Пока границы Ингушетии не определены, не утверждены и границы муниципальных образований, сопредельных с Чечней, решил КС. Иное позволяло бы населению муниципальных образований блокировать фиксацию границы между сопредельными субъектами РФ. Вопросы организации местного самоуправления КС счел вторичными по отношению к вопросам определения границ субъектов РФ.

Конституция РФ непосредственно не устанавливает, в каких случаях проведение субъектами референдума для решения вопросов, связанных с их территориальной организацией, является обязательным, говорится в решении. При этом конституция Ингушетии предусматривает учет мнения населения соответствующей территории только при изменении границ между субъектами РФ. Каких-либо положений о проведении референдума при первичном решении вопроса о границе с другими субъектами РФ в ней не содержится, признал КС. Оппозиция, напомним, утверждает, что фактически действовавшая граница была изменена. Но КС признал, что референдум для этого не требовался.

Отказался КС признать нарушением Конституции и отступление от процедуры принятия спорных актов парламентом Ингушетии, на чем настаивали оппозиционные депутаты. Закон «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» — специальный закон, содержащий всего две статьи, которыми данное соглашение утверждается и вводится в действие. В силу этого не предполагается ни изменение концепции законопроекта, ни внесение депутатами правок в текст, постановил КС РФ.

В итоге федеральный КС признал, что КС Республики Ингушетия неправомерно прекратил действие заключенного договора, восстановив действие оспоренной границы. Эта позиция полностью соответствует позиции руководителей Чечни и Ингушетии, а также выступавших 27 ноября в КС представителей президента и федеральных органов власти.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Вся лента