Духи настаивают на прозрачности
Парфюмеры привели новые аргументы против маркировки
Не добившиеся за полгода исключения духов и туалетной воды из перечня товаров, подлежащих маркировке, производители и импортеры парфюмерной продукции прибегли к дополнительным аргументам. В своем новом письме Дмитрию Медведеву они привели данные госорганов, которые доказывают, что доля фальсификата на рынке не превышает 1%, а следовательно, дополнительные меры контроля — избыточны и нецелесообразны.
“Ъ” ознакомился с письмом, которое на прошлой неделе парфюмеры отправили премьеру Дмитрию Медведеву. Они просят исключить группу «Духи и туалетные воды» из перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Письмо подписали главы Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ), Российской парфюмерно-косметической ассоциации и Ассоциации прямых продаж (вместе представляют более 90% производителей и импортеров, включая L`Oreal, Unilever, Avon).
По прогнозам Euromonitor International, в 2018 году продажи духов и туалетной воды в России сократятся на 0,8%, до 95,15 млрд руб. Основные причины — продолжающийся экономический кризис и низкий уровень доходов.
Оператор системы маркировки товаров в России — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, учрежден USM Holdings Алишера Усманова, «Ростехом» и «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого). Пилотные проекты по маркировке уже охватывают табачную продукцию, обувь и лекарства, к 2024 году к системе должны подключиться все товары.
Цель маркировки — борьба с контрафактом и фальсификатом, но их доля на российском рынке парфюмерии не превышает 1%, указывают авторы письма. Они приводят данные Роспотребнадзора, по которым в 2017 году лишь 0,9% парфюмерно-косметической продукции не соответствовало техрегламентам Таможенного союза. ФТС в 2017 году обнаружила только 77,4 тыс. единиц контрафакта в этой категории — менее 0,1% продаж (93,4 млн единиц, данные GfK Rus). Это, уверены участники рынка, подтверждает эффективность действующей системы контроля парфюмерной продукции, тогда как маркировка — избыточна и нецелесообразна. Кроме того, добавляют они, срок ее введения — 1 декабря 2019 года — будет «крайне сложным» для исполнения, притом что для других товаров на пилотные эксперименты и подготовку к ним отводится не менее 1,5–2 лет.
95,15 миллиарда рублей
могут составить продажи духов и туалетной воды в России в 2018 году
Представитель премьера Олег Осипов сказал “Ъ”, что не знает о письме ассоциаций. Минэкономики считает возможным исключение духов и туалетной воды из перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, сообщал в августе замминистра Михаил Расстригин в письме в Минпромторг (копия есть “Ъ”). В Минэкономики и Минпромторге на вопросы “Ъ” не ответили. Представитель вице-премьера Максима Акимова (курирует проект по маркировке) Алия Самигуллина от комментариев отказалась.
С подобной просьбой парфюмеры уже обращались к господину Медведеву и президенту Владимиру Путину весной. Тогда они сообщали, что маркировка приведет к расходам в «миллиарды рублей» в год, что грозит остановкой производств, сокращением ассортимента и ростом цен (копия письма есть у “Ъ”). Однозначной реакции на обращения не поступало, новое письмо было решено направить после получения государственных данных об уровне фальсификата в отрасли, пояснил исполнительный директор АППИК БХ Петр Бобровский. Включение парфюмерии в перечень товаров, подлежащих маркировке, он считает ошибкой: «Не было консультаций с участниками рынка, ни одна компания не обращалась с такой инициативой».
В ЦРПТ не стали комментировать оценки фальсификата и целесообразность маркировки парфюмерии, но отметили, что любые оценки затрат преждевременны до определения рекомендаций к проекту и способа маркировки. Для этого, рассматриваются в первую очередь двумерные коды DataMatrix, используемые и в других маркируемых сегодня товарах, уточнили в ЦРПТ. Выбор в пользу той или иной технологии будет сделан по итогам тестирований. В эксперименте, отмечают в ЦРПТ, участвуют «Л’Этуаль» и FM-Logistic.
Механизм маркировки тоже беспокоит участников рынка. Господин Бобровский утверждает, что кроме DataMatrix рассматривается возможность использования RFID-меток, но на многих видах упаковки они не считываются. Замдиректора по логистике «Алькор и Ко», управляющей сетью «Л`Этуаль», Андрей Кривенцев заявил 6 декабря на конференции газеты «Ведомости» об угрозе исчезновения пробников, так как маркировать такой объем товара нереально. В ЦРПТ не возражают, там говорят, что не видят необходимости в маркировке пробников и сэмплов, эта позиция уже доведена до Минпромторга. Но тестеры, добавили в ЦРПТ, не нужно исключать, поскольку магазин может перевести в немаркируемую категорию товар самостоятельно, например из духов в тестеры.