Отельеры отработали номер
Ввод в строй гостиниц в 2019 году сократится
За счет проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году отельерам удалось достичь резкого роста ввода качественных гостиниц в России: на рынок вышло более 5,5 тыс. номеров — в полтора раза больше, чем годом ранее. Но добиться аналогичного успеха в 2019 году вряд ли получится: темпы роста гостиничного рынка вернутся на уровень 2017 года. Доля России в структуре ввода новых качественных номеров в странах постсоветского пространства впервые может оказаться ниже половины.
По итогам 2018 года в России было введено 5,7 тыс. гостиничных номеров, в полтора раза больше аналогичного показателя прошлого года (3,7 тыс.). Такие данные содержатся в исследовании JLL. Консультанты указывают, что 60% общего объема новых проектов (3,4 тыс. номеров) запущено в городах, принимавших летом чемпионат мира по футболу (ЧМ-2018).
Похожие данные приводят другие эксперты. Руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова отмечает, что суммарно за год в России появилось более 30 новых качественных гостиниц. Помимо городов ЧМ-2018 новые объекты, по ее словам, появились в Архангельске, Новороссийске, Елабуге и Ульяновске. Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский замечает, что на Москву в этом году пришлась почти треть новых открытий — 1,56 тыс. номеров.
По расчетам JLL, наиболее активной на российском рынке оказалась сеть Azimut Hotels, чей портфель суммарно вырос на 1,3 тыс. номеров (девять новых объектов). На втором месте — Accor Hotels (1 тыс. номеров), на третьем — IHG (906 номеров). По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяны Веллер, по итогам 2018 года на Россию суммарно пришлось более 70% качественного номерного фонда, открывшегося на рынке стран постсоветского пространства.
Отельерам удалось значительно увеличить и качественные показатели работы. Как следует из расчетов Cushman & Wakefield, в Москве средняя загрузка отелей по итогам девяти месяцев 2018 года увеличилась на 4,4 процентного пункта, до 76,8%. Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Марина Смирнова объясняет, что вопреки первоначальным ожиданиям резкого падения загрузки московских отелей после завершения ЧМ-2018 не произошло: в сентябре показатель достигал 85,9%. На этом фоне господин Казанский прогнозирует, что по итогам года средняя доходность московских гостиниц на номер вырастет на 40–42% относительно 2017 года. Татьяна Белова добавляет, что аналогичным окажется и рост среднего тарифа. В Санкт-Петербурге, по ее мнению, эта динамика окажется менее заметной и средний тариф вырастет на 15–20%. «Хотя загрузка гостиниц здесь по году в целом окажется ниже показателя 2017 года. В период проведения чемпионата туристы, традиционно обеспечивающие загрузкой гостиницы города в летние месяцы, воздержались от поездок или перенесли их на другое время»,— замечает госпожа Белова.
Татьяна Веллер считает, что в 2019-м объемы ввода гостиниц окажутся ниже показателей текущего года. По ее прогнозам, в общей сложности в России в 2019 году появится 3,8 тыс. номеров. То есть показатель сократится на треть — и рынок фактически вернется к динамике роста 2017 года. Но Марина Смирнова предполагает, что снижение активности на гостиничном рынке будет носить временный характер и уже в 2020 году объем ввода новых номеров покажет более значительную позитивную динамику. По мнению JLL, наиболее активным участником гостиничного рынка в 2019 году может стать Marriott International (к вводу заявлено 1,6 тыс. номеров), на втором месте — Azimut Hotels (820), на третьем — IHG (586). Доля России на всем гостиничном рынке постсоветского пространства также может размыться. По оценкам госпожи Веллер, суммарно на страну будет приходиться 47% общего числа новых гостиничных номеров (в общей сложности заявлено 8 тыс.). Доля России в совокупном объеме, полагает эксперт, впервые опустится ниже половины.