«В эпицентре землетрясения сила толчков достигла 10,5 балла»
Чем помог пострадавшим от катастрофы генеральный секретарь
7 декабря 1988 года в Армении произошло одно из самых разрушительных землетрясений в советской истории. На помощь пострадавшим были брошены все необходимые силы и средства. Но Политбюро ЦК КПСС сочло, что громадное значение для ликвидации последствий стихийного бедствия имели другие события.
Из записки комиссии Политбюро ЦК КПСС по ликвидации последствий землетрясения в Армянской ССР, 25 декабря 1988 года.
В связи с происшедшим 7 декабря беспрецедентным для Закавказья землетрясением в Армянской ССР 8–20 декабря в республике находилась комиссия Политбюро ЦК КПСС. Перед комиссией, вылетевшей в Ереван в ночь с 7 на 8 декабря, была поставлена задача обеспечить быстрейшую мобилизацию в общесоюзном масштабе всех необходимых сил и средств для ликвидации последствий землетрясения.
В эпицентре землетрясения, который находился в 25 км северо-восточнее Ленинакана, сила толчков достигла 10,5 балла. В зоне больших разрушений оказались северо-западные районы республики с городами Ленинакан, Спитак, Кировакан, Степанаван и 365 сельскими населенными пунктами. 6-балльная зона охватила 30 тыс. кв. км. Практически до основания разрушен г. Спитак, насчитывавший более 20 тыс. жителей, а также 58 сел. Почти на две трети разрушен Ленинакан — второй по численности населения город Армении (230 тыс. жителей). В сильно пострадавших городах и районах проживало более 1,1 млн человек, т. е. одна треть населения республики.
Окончательных данных о жертвах землетрясения пока нет. Из-под завалов к 24 декабря извлечено 39.361 человек, в том числе 15.254 живых и 24.107 погибших. За медицинской помощью обратилось более 17 тыс. человек, из них госпитализировано 11,8 тыс. человек, выписано из больниц 7,1 тыс., умерло 405 человек и 4,3 тыс. человек находится на излечении.
Землетрясение вызвало катастрофические разрушения. В городах и районах обрушилось 7,5 тыс. жилых зданий (7 млн кв. метров), около 140 промышленных сооружений, из которых более ста союзного и союзно-республиканского подчинения. Без крова остались 514 тыс. человек. Были выведены из строя значительные участки железных и автомобильных дорог, сорваны мосты, линии связи, парализовано коммунальное хозяйство.
В сельской местности разрушено и повреждено 54 тыс. жилых домов, 2,4 тыс. животноводческих помещений, 83 школы, 88 детских садов, 84 объекта здравоохранения, а также большое число объектов культурно-бытового назначения.
Из оставшихся в живых коммунистов-руководителей формировались органы партийного руководства
По предварительным данным, общий ущерб, нанесенный землетрясением, составляет ориентировочно 8,5 млрд рублей, в том числе 2,0 млрд рублей в агропромышленном комплексе и примерно 2,0 млрд рублей — на выплату единовременных пособий и компенсаций за утраченное имущество.
В большинстве случаев характер разрушений был таков, что разбирать рухнувшие дома и предприятия без мощной подъемно-строительной техники не представлялось возможным.
Землетрясение вызвало не только многочисленные, зачастую тотальные разрушения, но и вывело из строя всю систему общественного и хозяйственного управления в обширной зоне бедствия. Города, районные центры и сельские населенные пункты остались без связи. Были нарушены другие коммуникации. Погибли многие руководители, специалисты, отвечающие за те или иные участки работ, за обеспечение жизнедеятельности населения. В условиях психологического шока это создавало огромные трудности. Для развертывания широкомасштабных работ по спасению десятков тысяч людей, оказавшихся под развалинами, нужно было не только стянуть сюда большое количество необходимой техники, но и немедленно создавать новые организационные структуры управления как в центре, так и на местах.
Комиссия Политбюро ЦК КПСС сразу же после ознакомления с обстановкой в пострадавших городах и районах приступила к решению этой задачи.
Экстренные меры по оказанию помощи пострадавшим сразу после землетрясения были приняты Центральным Комитетом Компартии Армении и правительством республики. В район бедствия вылетели первый секретарь ЦК С. Г. Арутюнян, находившийся в Ереване заместитель Председателя Совета Министров СССР Б. Е. Щербина, а также секретари ЦК Компартии Армении, члены и кандидаты в члены бюро ЦК, другие руководители республики. Уже к ночи первого дня Ереванский горком партии направил в этот район 12 тыс. человек, сотни автомобилей, кранов, экскаваторов, передвижные электростанции.
Анализ реальной обстановки позволил определить, какие организационные структуры должны быть созданы, чтобы заработал аварийный механизм управления. По решению комиссии в Ленинакане, Кировакане и Спитаке были образованы оперативные штабы, возглавляемые ответственными работниками союзного правительства и ЦК Компартии Армении. Создавались также штабы для координации работ по ликвидации последствий землетрясения в сельских районах. Учитывая особую сложность положения в Ленинакане, комиссия приняла решение, чтобы всю работу в этом городе возглавил т. Щербина Б. Е.
Из оставшихся в живых коммунистов-руководителей формировались органы партийного руководства, назначались ответственные на отдельные участки, объекты, а также в наиболее пострадавшие деревни.
В целях четкого взаимодействия и координации усилий в Ереване в оперативном порядке были созданы рабочие органы ряда союзных министерств и ведомств — Госснаба, Госстроя, Госагропрома СССР, министерства здравоохранения, гражданской авиации, путей сообщения, транспортного строительства, торговли и других. Создание таких параллельных и взаимосвязанных органов управления позволило максимально приблизить руководство непосредственно к местам бедствия. Аналогичные организационные меры были приняты по линии профсоюзов, комсомола, других общественных организаций страны и республики.
Следует отметить, что военно-транспортная авиация приступила к перевозкам техники и грузов недостаточно слаженно
В течение 2–3 дней был сформирован механизм управления, позволивший оперативно задействовать большие людские и материальные ресурсы и использовать их в интересах спасения людей и подготовки к восстановительным работам.
В рамках созданной структуры руководства было отлажено взаимодействие с командованием воинского контингента, привлеченного к ликвидации последствий стихийного бедствия.
Поскольку в районах бедствия, особенно в Ленинакане и Спитаке — городах с наибольшим числом жертв и особо тяжелыми разрушениями, создалась ненормальная психологическая обстановка, усугублявшаяся массовым наплывом личных автомашин с родственниками пострадавших, эти города и ведущие к ним дороги в течение первых двух дней были практически парализованы. Комиссия приняла решение установить в этих городах особое положение, ввести в них воинские контингенты с необходимой техникой, запретить въезд личного транспорта. Внутренние войска взяли под свой контроль подъезды к этим городам. В результате были созданы необходимые условия для проведения спасательных работ.
Соединения и части ЗакВО, дислоцирующиеся в гг. Ленинакане, Кировакане, Степанаване, Пушкино, а также части воздушно-десантных войск, других военных округов и внутренних войск, участвовавших в проведении мероприятий по стабилизации обстановки в Армянской ССР, стали главной организованной силой, пришедшей на помощь пострадавшим районам. В последующие дни сюда была переброшена значительная часть войск ЗакВО, 8 полков Гражданской обороны из Киевского, Северокавказского, Приволжского и Закавказского военных округов, 2 батальона железнодорожных войск, 1 трубопроводная бригада, 2 военно-строительных отряда из Байконура, 4 банно-прачечных поезда — всего 19 тыс. человек.
В настоящее время в ликвидации последствий стихийного бедствия участвует более 23 тыс. военнослужащих, в том числе в Ленинакане — свыше 15 тыс. и в Спитаке — около 5 тыс. Основные усилия войск направлены на проведение спасательно-восстановительных работ, создание условий для обеспечения жизнедеятельности населения и поддержания общественного порядка.
Войсками в очаге землетрясения расчищено 45 км проходов в завалах, 110 км дорог, оборудовано 70 км путей обходов, проложено 35 км полевого трубопровода, что позволило в основном обеспечить водой г. Спитак. В распоряжение Совета Министров Армянской ССР передано 22,5 тыс. палаток. Развернуто 72 пункта питания и 11 отделений хлебозаводов, обеспечивается двухразовое питание горячей пищей 37 тыс. гражданского населения. Для выполнения работ в ночных условиях развернуты 74 войсковые электростанции. Военно-медицинской службой оказана врачебная помощь более чем 5 тыс. пострадавшим, в том числе квалифицированная помощь (сложные хирургические операции, противошоковые мероприятия и др.) оказана 1,5 тыс. человек.
Большой объем работ выполнен военно-транспортной авиацией — 1072 авиарейса и 983 рейса вертолетов. В общей сложности перевезено на 22 декабря 38,7 тыс. человек, 377 автокранов, 511 автомобилей и другой техники. В то же время следует отметить, что военно-транспортная авиация приступила к перевозкам техники и грузов недостаточно слаженно. Много времени затрачивалось на погрузку крупногабаритных кранов и экскаваторов из-за отсутствия у экипажей самолетов необходимого опыта.
Считаем также необходимым доложить Политбюро ЦК, что потребуется основательно проанализировать всю работу сейсмической службы
Огромный объем работ выполнила в эти дни гражданская авиация. Несмотря на то что аэропорт Ленинакана был поврежден землетрясением, в течение 2 часов он был подготовлен к приему самолетов. Уже в первые сутки в районы бедствия летчики совершили 130 рейсов, доставив около 700 медицинских работников и спасателей и эвакуировав 2,5 тыс. тяжелораненых и пострадавших людей. Для обеспечения перевозок людей и грузов в пострадавшие районы было задействовано 300 пассажирских и 296 грузовых самолетов, а также около 200 вертолетов. 9 декабря началась доставка техники и грузов тяжелыми транспортными самолетами, которые совершили около 2 тыс. рейсов. Вместе с военно-транспортной авиацией в аэропорты Еревана и Ленинакана доставлено более 30 тыс. тонн грузов. Более 200 самолетов с медиками, спасателями и грузами для пострадавших прибыло из зарубежных стран.
Заслуживает высокой оценки организация медико-санитарной помощи населению пострадавших районов. Уже через 45 минут в районы бедствия были направлены из Еревана первые 20 бригад скорой медицинской помощи, а спустя 2 часа, когда стали известны масштабы разрушений, еще около 100 бригад. Вечером 7 декабря в Ереван прибыло около 100 высококвалифицированных специалистов (хирургов, травматологов, нейрохирургов, анестезиологов и др.) из ведущих лечебно-профилактических учреждений Москвы во главе с министром здравоохранения СССР Е. И. Чазовым. Министерством обороны СССР в районы бедствия было направлено 350 специалистов-медиков под руководством генерал-полковника Ф. И. Комарова. Из других республик и областей в составе 130 медицинских бригад прибыло свыше 1200 врачей. В настоящее время в зоне бедствия работают 5 тыс. медицинских работников (4 тыс. из Армении, 700 человек из других республик страны, 300 — иностранные специалисты). Они оказали помощь более 17 тыс. человек.
В сложной аварийной обстановке, сложившейся в районе бедствия, особое внимание уделялось санитарно-эпидемиологической ситуации, так как угроза эпидемий не исключалась ввиду большого количества погибших, находившихся в завалах, нарушения водоснабжения и канализации, наличия во многих деревнях незахороненного скота, а также неудовлетворительного соблюдения общих санитарных норм…
Наряду с организацией спасательно-восстановительных работ комиссия Политбюро ЦК КПСС в качестве неотложной задачи определила эвакуацию детей, женщин и престарелых из пострадавших районов. Возглавляет эту работу председатель ВЦСПС С. А. Шалаев. По состоянию на 24 декабря из этих районов эвакуировано 99,0 тыс. человек, в том числе за пределы республики 60,4 тыс., из них в здравницы и учреждения отдыха различного типа — 55,4 тыс. человек. Массовая эвакуация населения из пострадавших от землетрясения городов и районов Армении (кроме села) практически завершена. Люди размещены в санаториях, домах отдыха, пансионатах Армении, Грузии, Краснодарского и Ставропольского краев, Украины и Молдавии. Значительная часть школьников эвакуирована вместе с преподавателями и матерями, пожелавшими выехать со своими детьми. В районах эвакуации начали работать первые школы на армянском языке и детские сады.
По линии профсоюзов оказана материальная помощь 130 тыс. руб. пострадавшим (из расчета по 100 руб. на каждого члена семьи). ВЦСПС выделил на эти цели 18 млн рублей из профбюджета. 120 млн рублей ВЦСПС передает на оказание помощи пострадавшим в соответствии с постановлением Совета Министров СССР за счет средств социального страхования. Бесплатное содержание эвакуированных в здравницах в течение 4–5 месяцев потребует еще 70–75 млн рублей, которые будут изысканы из средств социального страхования…
Считаем также необходимым доложить Политбюро ЦК, что потребуется основательно проанализировать всю работу сейсмической службы в нашей стране и особенно в сейсмоопасных районах. По нашему мнению, здесь имеются серьезные упущения в работе как в техническом, так и в организационном плане.
В процессе работы комиссии неоднократно возникал вопрос о дальнейшей судьбе Армянской атомной станции, а также о безопасной работе химических предприятий Армении. Что касается АЭС, то в республике существует практически единое мнение о том, что она может быть причиной большого бедствия для народов Армении. Совет Министров СССР считает необходимым в ближайшее время еще раз дополнительно рассмотреть вопрос о возможности остановки АЭС и принять соответствующее решение…
Из решения Политбюро ЦК КПСС «О ходе работ по ликвидации последствий землетрясения в Армянской ССР», 27 декабря 1988 года.
1. Политбюро ЦК КПСС отмечает, что землетрясение в Армении, носившее исключительно тяжелый, разрушительный характер, и борьба с его последствиями явились серьезным испытанием не только для Армянской ССР, но и для всей страны, суровой проверкой способности советского государства результативно действовать в экстремальных условиях. Это испытание потребовало значительного напряжения сил, организованности, четкости, привело в действие глубинный духовный потенциал всего советского народа, созидательные, нравственные возможности перестройки, ее растущий авторитет в мире. Советские люди встретили час испытания с присущими им достоинством и выдержкой, глубокой душевной отзывчивостью и сплоченностью. Разделяя сегодня всенародную скорбь по безвременно ушедшим, еще раз выражая глубокое сочувствие их родным и близким, Политбюро ЦК КПСС обращается со словами сердечной благодарности ко всем, кто внес и вносит свою лепту в преодоление последствий грозной беды.
Огромное значение в создавшейся исключительно сложной обстановке для мобилизации сил и ресурсов, формирования духовной атмосферы и общественного мнения в связи со случившимся как в республике, в стране, так и во всем мире, имели Обращение Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР т. Горбачева М. С. к армянскому народу в день землетрясения, прекращение им зарубежной поездки, прибытие непосредственно в район стихийного бедствия, встречи и беседы с пострадавшими, принятие на месте крупных решений и практических мер в масштабах всей страны по оказанию необходимой срочной и всесторонней помощи Армении.
Встречи и беседы с населением, выступление т. Горбачева М. С. по телевидению имели большое морально-политическое и психологическое воздействие, явились ударом по попыткам политических демагогов и коррумпированных элементов использовать стихийное бедствие в своих авантюристических целях…