Удмуртский Дед Мороз ведет патентные споры
Владелец товарного знака «Тол Бабай» запрещает его использование на других площадках
Правообладатель товарного знака «Тол Бабай» в лице МАУ «Культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая"» запретила использовать образ удмуртского Деда Мороза на новогодних афишах музея-заповедника «Лудорвай». Представители госсовета Удмуртии и администрации главы считают юридические споры вокруг сказочного персонажа некорректными.
МАУ «Культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая"» в Шарканском районе запретило использовать фольклорное название удмуртского Деда Мороза «Тол Бабай» в новогодних афишах крупнейшего музея-заповедника «Лудорвай». «Нам позвонили, сообщили, что у Шарканского района есть патент на это имя и попросили убрать его с сайта. Отправили копию документа. Юридически они правы, поэтому мы не стали с ними спорить, хотя мы используем персонаж Тол Бабая в наших сценариях с 2005 года, и никогда не было претензий»,— рассказала заведующая просветительским сектором «Лудорвая» Елена Келарева. В результате музей заменил Тол Бабая на другое название удмуртского Деда Мороза — Тол Ая, что означает «старец», «хозяин», «мудрый».
«Тол Бабай» в переводе с удмуртского языка означает Дед Мороз. Вошел в топ-10 самых популярных Дедов Морозов России сезона 2018-2019 годов. Официальная резиденция — «Усадьба Тол Бабая» — расположена в селе Шаркан, Удмуртия.
Согласно данным сайта onlinepatent.ru, товарный знак «Тол Бабай» зарегистрирован под номером 455783 в 2012 году. Правообладателем знака является МАУ «Культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая"». Заявка была подана в 2011 году. Срок действия истекает 11 января 2021 года. В администрации Шарканского района объяснили, что они не возражают против использования персонажа Тол Бабай на утренниках в детских садах или школах, однако против его коммерческого использования другими организациями. В госсовете Удмуртии считают использование патента на имя Тол Бабая некорректным. «Его упоминание есть в стихах 30-х годов, про него писал удмуртский поэт Кузебай Герд»,— сообщила журналистам председатель комиссии по науке, образованию, культуре, национальной и молодежной политике и спорту Татьяна Ишматова. Она считает, что споры вокруг товарного знака «Тол Бабай» создают негативную атмосферу вокруг сказочного персонажа. Госпожа Ишматова также добавила, что общалась с председателем совета депутатов МО «Шарканский район» Дмитрием Орловым, который «заверил ее, что ситуация разрешилась». Господин Орлов в разговоре с “Ъ-Удмуртия” отметил, что это была частная беседа и не готов ее комментировать.
Руководитель администрации главы и правительства Удмуртии Сергей Смирнов также считает, что удмуртский Дед Мороз не должен становиться предметом юридических споров.
Это разрушает само ощущение сказки, когда вдруг выясняется, что есть какие-то права. Дети сейчас у нас очень продвинутые, читают интернет и лучше бы все, что касается Деда Мороза, Тол Бабая, Снегурочки оставалось за гранью закона в хорошем смысле и имело оттенок сказочности»,— подчеркнул господин Смирнов.
По мнению юристов, в соответствии с Гражданским Кодексом никто не вправе использовать товарный знак правообладателя без его согласия. Исключение составляют элементы, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, общепринятые символы и термины и так далее. Фольклорные персонажи в список ограничений не попадают. Но есть свои нюансы. В описании товарного знака «Тол Бабай» сказано, что он зарегистрирован в отношении издания книг, организации досуга, организации и проведения мастер-классов, баз отдыхов, гостиниц, кафе. По словам юриста патентно-адвокатского бюро «Гардиум» Юлии Ковтун, нарушением патента будет являться его размещение на вывеске кафе или при проведении мастер-класса. «Упоминание же фольклорного персонажа на вывесках, касающихся театрализованных выступлений, детских утренников или просто площадок, где в новогодние праздники выступают люди, переодетые в сказочного новогоднего персонажа не является использованием товарного знака в смысле гражданского законодательства, и, следовательно, не является нарушением. В таком использовании имени нет цели индивидуализировать товары или услуги, поэтому администрация в данной ситуации не имеет права запрещать использовать имя удмуртского Деда Мороза в мероприятиях и площадках, посвященных новому году»,— заключила госпожа Ковтун.
Однако член правления Фонда развития интеллектуальной собственности Юрий Шарипов полагает что конкретно в этой ситуации Шарканский район прав, поскольку использование имени Тол Бабая в прочих развлекательных услугах охраняется товарным знаком. «Если кто-нибудь захочет выпускать мороженое под маркой «Тол Бабай», то он не будет подпадать под действие данного товарного знака»,— добавляет господин Шарипов. Он также отметил, что заинтересованные лица вправе оспорить регистрацию товарного знака через суд полностью или частично с учетом того, что Тол Бабай по сути тождественен русскому Деду Морозу. Для этого необходимо доказать, что удмуртское имя Деда Мороза является всеобщее употребимым для обозначения товаров определенного вида, либо является общепринятым символом и термином.