«Желтые жилеты» испытывают на прочность
Новые протесты во Франции прошли бурно
Четвертая суббота протестов «желтых жилетов» во Франции сопровождалась уже ставшими привычными сценами насилия и более активными действиями полиции, сумевшей выйти победителем из уличных баталий. Главную обиду протестующих вызывает молчание президента Макрона, который должен обратиться к французам в понедельник вечером. С подробностями — корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Четвертая «черная суббота» в Париже началась относительно мирно. До часу дня казалось, что день пройдет без особых эксцессов, но потом на улицах появились банды погромщиков, которые превратили демонстрации в беспорядочные стычки с полицией. Всю неделю правительство нагнетало беспокойство, предупреждая о «волне насилия». Непонятно, чего было больше в этих заявлениях: искреннего беспокойства или желания испугать демонстрантов и заставить их остаться дома.
Оперативной самостоятельности добилась и полиция, ранее стоявшая в оцеплении под градом камней и бутылок с зажигательной смесью. Теперь полицейским дали возможность действовать активно, задерживать погромщиков.
Впервые со времен освобождения Парижа в 1944 году в центре города, не на параде, появилась бронетехника.
Из казарм были выведены конные подразделения жандармерии, которые готовы были бросить в кавалерийские атаки на бунтарей.
С раннего утра субботы начались аресты — на железнодорожных и автобусных вокзалах, на дорогах, ведущих к столице, и даже по месту жительства. Прокуратура разрешила обыскивать и задерживать подозрительных во всех точках, где можно было бы опасаться беспорядков. Всего во Франции было задержано 1723 человека, 1220 арестовано.
Никто не скрывает, что подавляющее большинство арестованных в ближайшие сутки вернется домой, однако вчера их смогли удалить с улиц. В целом поддержанием порядка во Франции в эту субботу занималось 89 тыс. человек, около 8 тыс.— в столице. По всей стране на улицы вышло 136 тыс. человек, из них 10 тыс. в Париже. То есть на каждую тройку демонстрантов приходилось по два полицейских.
В 11 утра премьер-министр Эдуар Филипп в прямом эфире заявил, что протест проходит спокойно и силы правопорядка образцово выполняют свою работу. Однако глава правительства несколько поспешил с поздравлениями. Не привыкшие рано вставать, погромщики подтянулись в столицу к обеду. Эти люди, преимущественно молодежь, в значительной части — подростки, не имеют никакого отношения к «желтым жилетам». Ими движет обида на презирающих их городских жителей, зависть к богатым, левацкий детский максимализм.
К «желтым жилетам» подключились студенты и школьники, целую неделю громившие и блокировавшие школы и институты.
Накануне субботних волнений социальные сети обошло фото арестованных лицеистов в Мант-ла-Жоли в Ивелин. Полицейские поставили их на колени, руки за голову. Вне зависимости от того, насколько виноваты были подростки, картина вызвала всеобщее возмущение, в том числе в парламенте и даже в правительстве. Отсюда — вчерашние сцены, когда молодые бунтовщики становились на колени перед полицейскими шеренгами.
Это был вовсе не примирительный жест, как посчитали многие, а ненависть и открытый вызов. «Желтые жилеты» говорят, что они против насилия. Но беспорядки нужны им для того, чтобы поддерживать давление на правительство, которое не спешит реагировать на требования мирных протестов.
В связи с этим во Франции уже заговорили о пятой «черной субботе», которая последует за вчерашней четвертой.
Правительство в ответ мобилизует против «желтых жилетов» общественное мнение, перекладывая на них вину за разрушения, поджоги, ранения и подсчитывая каждый раз, сколько денег надо будет потратить на восстановления, страховки, оплату сверхурочных полиции, сколько потеряет парализованная по субботам страна. В этом смысле погромщики полезны и тем и другим, как аргумент в затянувшемся споре. Победа на улицах, которую все же одержала полиция, не означает политической победы над движением протеста.
Уже вчера наблюдатели стали критиковать премьер-министра за то, что он слишком много говорил о порядке и слишком мало — о возмущении народа, которое этому порядку угрожает. Одни говорят, что премьер-министр отдан на заклание, чтобы дать главе государства свободу маневра.
Другие считают, что премьер подвел президента, не дав ему вовремя обратиться к народу и сделать уступки по непопулярным реформам. Весьма возможно, что премьер-министр и вправду распростится со своим постом, впрочем, не раньше выборов в европейский парламент, до которых целых полгода.
Главную обиду «желтых жилетов» вызывает молчание президента Макрона, который должен обратиться к французам в понедельник вечером.