Вершина айсберга
Колонка редактора
Российская лизинговая отрасль производит впечатление тихой гавани, которая вполне комфортно себя чувствует при низких темпах экономического роста. По итогам девяти месяцев этого года доля объема нового бизнеса в ВВП достигла максимального значения за все время, а емкость рынка почти сравнялась с этим показателем за весь прошлый год. Впрочем, первое впечатление выглядит обманчивым: если оставить за скобками крупнейшие госкомпании, то прирост совокупного лизингового портфеля составил бы всего 5%, подсчитали в агентстве "Эксперт РА". А если вдобавок к этому учесть тот факт, что банки все чаще начинают передавать свои токсичные активы на баланс лизинговых компаний, то речь и вовсе идет о стагнации, констатируют в рейтинговом агентстве. Не слишком радужно оценивает положение дел и агентство Fitch, присвоившее операционной среде на рынке лизинга рейтинг BB-.
У государства есть на это универсальный ответ, состоящий в том, что все беды отрасли вызваны отсутствием регулирования. Из недавнего законопроекта Минфина складывается впечатление, что из-за своей непрозрачности рынок лизинга является для чиновников чем-то вроде черного ящика, внутри которого происходят скрытые от посторонних глаз процессы.
В том, что регулятору под силу очистить рынок от большого числа сомнительных игроков, сомневаться не приходится. Однако как показывает опыт банковской отрасли, образовавшиеся лакуны тут же заполняются государственными и квазигосударственными структурами. В лизинговом секторе, правда, государство и без всякой реформы играет первую скрипку и продолжает увеличивать свою долю на рынке. При этом назвать эффективными связанных с ним игроков довольно сложно. По подсчетам Минфина, в 2017 году убытки лизинговых компаний по МСФО составили 76 млрд рублей — и основной вклад в этот результат внесли как раз компании с госкапиталом.
Выходит, что диагноз рынку государство поставило и с мерами лечения вроде бы определилось. Теперь интересно было бы понять, собирается ли оно минимизировать побочный эффект от своих действий в виде возможного огосударствления отрасли и видит ли в этом проблему.