Лизинг на пороге перемен
Реформа отрасли
После нескольких лет обсуждений параметров реформы лизинговой отрасли правительство решило ввести регулирование для игроков с госкапиталом и получателей господдержки. Несмотря на то, что частные компании формально нововведения не затронут, на практике им придется следовать изменившимся правилам игры либо уходить с рынка, прогнозируют эксперты.
В середине ноября был опубликован законопроект Минфина "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности". Этот документ, по сути, является результатом трехлетней дискуссии между Минфином, Центробанком и участниками рынка лизинга по поводу реформирования отрасли. Законопроект предусматривает переход в режим регулирования ЦБ лизинговых компаний с госкапиталом и структур, которые пользуются мерами господдержки, тогда как частные игроки де-юре пока остаются за скобками регулирования.
Средняя температура по рынку
Вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации, финансовый директор АО "Сбербанк Лизинг" Алексей Киркоров напоминает, что закон о лизинге был принят двадцать лет назад, а сейчас можно говорить о том, что присутствует устоявшаяся правоприменительная практика и сформированы правила взаимодействия игроков. По его словам, лизинг является одной из ключевых форм развития инвестиций в средства производства и должен более активно использоваться государством для этих целей. "На протяжении многих лет рынок лизинга стабильно увеличивает свои объемы, а его динамика зачастую опережает изменения темпов роста ВВП и инвестиций в основные средства",— отмечает господин Киркоров.
По предварительным данным исследования лизингового рынка, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА" совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией, объем нового бизнеса за январь — сентябрь 2018 года практически сравнялся с объемом рынка по итогам всего 2017 года и составил 1,01 трлн рублей (рост на 42% по сравнению с девятью месяцами предыдущего года). Сумма новых лизинговых договоров за девять месяцев 2018 года составила 1,65 трлн рублей против 1,14 трлн годом ранее, а объем лизингового портфеля на 1 октября достиг 4,1 трлн рублей, увеличившись на 19% с начала текущего года.
На первый взгляд, ситуация выглядит довольно оптимистично. Однако главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков предлагает обратить внимание не только на объем рынка или количественные показатели, но и на качественные. "Если рассматривать ситуацию с позиции роста объема полученных лизинговых платежей, то картина будет не столь радужной,— рассуждает господин Быков.— При росте отрасли в 2016-2017 годах на десятки процентов объем полученных лизинговых платежей в этот период увеличился гораздо скромнее: в 2016-м на 5%, а в 2017-м — на 10%. Видимо, неслучайно в этой ситуации Банк России и Минфин после трех лет споров очень быстро нашли компромисс по регулированию лизингового рынка".
Закопаться в убытки
Согласно данным, которые приводят авторы законопроекта в пояснительной записке, государству принадлежит от 50 до 70% активов лизингового сектора. С учетом мер государственной поддержки в форме субсидий и нерыночных займов, ежегодно оказываемой частным компаниям, доля активов лизингового сектора, финансируемых за счет бюджетных средств, возрастает. При этом лизинговый сектор, по данным, изложенным в пояснительной записке, является хронически убыточным. "Сводный финансовый результат деятельности лизинговых компаний по МСФО за 2017 год составил убыток в 76 млрд рублей (и 70 млрд рублей убытка за 2016 год). Таким образом, лизинговый сектор продолжает расширяться, несмотря на генерацию убытков. Изменение в собственном капитале лизингового сектора определялось в первую очередь нарастающим давлением убытков со стороны компаний, прямо или косвенно связанных с государством",— говорится в документе.
В пояснительной записке к законопроекту также речь идет о том, что лизинговый рынок сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют его качественному развитию. Среди них авторы документа перечисляют отсутствие требований к системе риск-менеджмента и обеспечению надежности лизинговых компаний, а также невозможность оценить реальное финансовое положение лизингодателей на основе отчетности по российским стандартам учета и отсутствие полной официальной информации о лизинговом рынке. Первые две проблемы обуславливают более настороженное отношение кредиторов к лизинговому рынку, что выражается в завышении процентных ставок по заемным средствам.
В дополнении к этому в документе сказано, что финансовые проблемы лизинговых компаний, помимо потерь частных кредиторов и инвесторов, приводят к потерям государства из-за необходимости предоставления им финансовой поддержки.
Разработчики законопроекта сетуют на то, что в определенных обстоятельствах Минфин и ЦБ де-факто становятся держателями риска лизингового сектора. "Как следствие, несостоятельность лизинговых компаний, как и других финансовых посредников, приводит к скрытому налогообложению остальных граждан, за которых государство расплачивается",— говорится в пояснительной записке. Совокупный квазигосударственный долг, сформированный лизинговыми компаниями, в капитале которых участвует государство, оценивается в 1,2 трлн рублей.
Вписаться в реестр
Предстоящие законодательные изменения поделят рынок на две части: регулируемый (госсектор) и нерегулируемый (частные лизинговые компании).
Лизинговые структуры с госкапиталом или пользующиеся мерами господдержки будут вынуждены следовать новым правилам и перейдут под регулирование ЦБ. Так, компаниям, относящимся к специальным субъектам лизинговой деятельности (ССЛД), предстоит пройти регистрацию в госреестре. Кроме того, законопроектом вводится требование о минимальном капитале. Если раньше компания, находящаяся на грани банкротства, продолжала работать, то с введением этого условия риски должны снизиться. Минимальный размер капитала для ССЛД должен составлять от 20 до 70 млн рублей. Также в законопроекте говорится о том, что ССЛД (кроме банков) не вправе совмещать лизинговую деятельность с деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций. Помимо этого, они должны вступить в отраслевую СРО и перейти на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
"Такое деление является достаточно необычным и приведет к неравной конкуренции и перетеканию компаний из одного сегмента в другой. При этом переход компаний из регулируемого сегмента в нерегулируемый, в связи с отказом от использования мер государственной поддержки, необходимо детально проработать, так как подобных прецедентов в нашей стране еще не было",— делится мнением господин Киркоров.
По словам управляющего партнера адвокатского бюро "Румянцев Лигал" Осипа Румянцева, из текста законопроекта следует, что на рынке лизинга будут работать как компании, включенные в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности, так и компании, которые в этот реестр не внесены. "Однако исходя из риторики чиновников можно сделать вывод, что включение в государственный реестр частных лизинговых компаний все же будет носить не добровольный, а добровольно-принудительный характер, так как отсутствие компании в реестре будет влиять на стоимость фондирования",— комментирует господин Румянцев.
Благие намерения
По замыслу разработчиков законопроекта, вводимое регулирование призвано обеспечить добросовестную практику и устойчивость лизинговых компаний, напрямую или косвенно связанных с государством, а также получающих меры государственной поддержки. Достичь этой цели планируется за счет введения мониторинга деятельности субъектов лизинговой деятельности со стороны регулятора, требований к капиталу и общих стандартов саморегулируемой организации. Законопроект призван повысить информационную прозрачность рынка за счет учета субъектов лизинговой деятельности в реестре и введения обязательного аудита финансовой отчетности лизинговых компаний, что также будет способствовать оценке конкуренции в отрасли и эффективности мер государственной поддержки. По мнению авторов законопроекта, обеспечение транспарентности невозможно без перехода лизинговых компаний на отчетность по МСФО.
Регулирование поведения субъектов лизинговой деятельности планируется отнести, по большей части, на уровень СРО, говорится в документе. Предполагается, что в долгосрочной перспективе принятие законопроекта должно снизить стоимость лизинга для нефинансового сектора, а также обеспечить приемлемое кредитное качество лизингового портфеля и эффективное управление рисками через стандарты СРО.
"От регулирования госкомпаний и получателей субсидий должен выиграть налогоплательщик. Отчетности, конечно, будет больше. Но при прочих равных из частных компаний выиграет тот, кто будет создавать востребованные рынком продукты, отладит внутренние процессы, найдет наиболее эффективных сотрудников, будет стремиться к стоимости фондирования, близкой к конкурентам из госсегмента, и, наконец, сделает так, чтобы фондирование и перепродажа денег не были главным направлением деятельности",— считает генеральный директор АО "ЛК "Европлан"" Александр Михайлов.
Расходы на соблюдение регуляторных требований, по его словам, вырастут. "Будем надеяться на приоритет содержания над формой, чтобы не получилось как с банками: при большом объеме формальной отчетности пропустили крупные дыры. Вероятно, из-за требований быстрого построения масштабной отчетности может замедлиться рост нового бизнеса",— комментирует господин Михайлов.
Эксперт-аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев полагает, что по мере реформирования рынка лизинга концентрация бизнеса будет только возрастать, несмотря на то, что до насыщения рынка еще далеко.
"Контроль ЦБ над рынком, требования к капиталу, отчетности и прозрачности лизинговых компаний вытеснят с рынка более слабых и мелких игроков. Новым игрокам будет трудно вписаться в растущие требования, как это происходит в банковской и страховой сфере, также регулируемых Банком России в качестве мегарегулятора,— поясняет господин Калачев.— Поскольку динамика рынка во многом определяется степенью поддержки государством отраслей экономики, в том числе за счет целевого субсидирования лизинговых программ, появление категории специальных ССЛД также будет способствовать большей концентрации рынка в руках компаний подконтрольных государству.
Вторым этапом лизинговой реформы станет внесение изменений в Гражданский кодекс в части уточнения понятия "лизинг", урегулирование дефолтных сделок и работа над внедрением нового федерального стандарта бухгалтерского учета. Кроме того, рынок ждут поправки в Налоговый кодекс.
Господин Киркоров уверен, что любые планируемые изменения в части регулирования неизбежно повлекут движения на лизинговом рынке — как с точки зрения причисления компании к регулируемым или нерегулируемым, так и с точки зрения влияния на объемы сделок. "Основным вызовом для лизингового рынка является намерение изменить природу лизинговых отношений и вынести лизинг из арендных взаимоотношений, приблизив его к кредитным. Такие действия могут спровоцировать существенные изменения: рынок будет отброшен лет на двадцать назад, и придется заново формировать всю судебную практику и рынок в целом. Это приведет к снижению инвестиций в обновление производственных фондов и к дестабилизации рынка. Крайне важно сохранить гармоничное развитие лизинга в контексте арендных отношений, так же, как это реализовано в странах Евразийского союза и в других государствах",— резюмирует господин Киркоров.