Суд Манхэттена просят отклонить иск Демократической партии США
Ответчики отрицают сговор и причастность к кибератакам против Хиллари Клинтон
Федеральный окружной суд по Южному округу Нью-Йорка в Манхэттене опубликовал меморандумы шести ответчиков по иску Демократической партии США о вмешательстве в президентские выборы в пользу Дональда Трампа. Вслед за РФ, заявившей о своем иммунитете и неподсудности дела судам США, на отклонении иска настаивают российские предприниматели Арас и Эмин Агаларовы, WikiLeaks, зять президента США Джаред Кушнер, избирательный штаб Дональда Трампа и входивший в него советник Джордж Пападопулос. Ряд ответчиков представляют наиболее статусные и дорогостоящие американские юристы, отмечают эксперты.
7 декабря истек срок для подачи ходатайств ответчиков об отклонении предъявленного к ним иска Национального комитета Демократической партии (DNC) США. Напомним, DNC требует возместить миллионы долларов ущерба от кибератаки на IT-ресурсы партии в 2016 году, предпринятой, по версии истцов, с целью срыва президентской кампании Хиллари Клинтон в пользу Дональда Трампа при участии РФ, российской военной разведки и других ответчиков. Правительство РФ от участия в деле отказалось, ссылаясь на государственный иммунитет. На прошлой неделе возражения против разбирательства поступили от представителей господ Агаларовых, WikiLeaks, избирательного штаба Дональда Трампа, Джареда Кушнера и Джорджа Пападопулоса. Отклонить иск также просят советники штаба господина Трампа Роджер Стоун и Ричард Гейтс. Совместный меморандум ответчиков пока не опубликован.
Сговор не доказан
В меморандуме Араса и Эмина Агаларовых указано на «отсутствие какого-либо участия предпринимателей в сговоре по организации кибератаки и сведений о нем». Кроме того, ответчики настаивают, что они неподсудны суду Манхэттена, поскольку не проживают в штате Нью-Йорк, не имеют там бизнеса и недвижимости. Штаб Дональда Трампа отмечает, что утверждение о взломе компьютерных систем и краже материалов в иске «относится только к России, которой наряду с WikiLeaks приписана публикация украденных материалов».
Адвокаты также предупреждают, что в случае рассмотрения «политически мотивированного иска DNC» дело «неизбежно столкнется с расследованиями спецпрокурора Мюллера и комитетов Конгресса» и его придется приостановить.
WikiLeaks настаивает, что обнародовала правдивую общественно важную информацию и СМИ «очень часто публикуют материалы, которые были похищены, взломаны или иным образом получены с нарушением закона». Возложение ответственности за это на WikiLeaks «создаст зловещий прецедент», «окажет пугающее влияние на журналистику и свободу слова» и лишит общественность «заслуживающей освещения информации».
Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией
Все ответчики доказывают неприменимость к этому делу американского закона об организованной преступности RICO: в иске нет ничего, свидетельствующего об их принадлежности к организованной преступной группе, данных о совершенных ими преступных действиях и участии или даже осведомленности каждого из них о подготовке хакерской атаки на DNC. Позиция DNC в случае ее поддержки «будет иметь ужасные и далеко идущие последствия», предупреждают представители штаба Трампа». Если для того, чтобы объявить тех, кто продвигает своего кандидата, преступной организацией, достаточно утверждения, что ответчики «использовали ненадлежащую тактику для достижения своей цели», внедрение этого правила в «и без того перегретый мир современных выборов может привести к оскорбительным судебным процессам», говорится в меморандуме.
Дело для юридической элиты
Партнер коллегии адвокатов «Тарло и партнеры» Левон Григорян отмечает, что, судя по меморандумам, ответчики ответственно отнеслись к судебному процессу, с разной степенью детализации доказывая необоснованность и незаконность предъявления иска к каждому из них. Об их озабоченности эффективной защитой своей репутации свидетельствуют имена представляющих ряд ответчиков наиболее статусных и дорогостоящих американских юристов, отмечает господин Григорян. Например, Араса и Эмина Агаларовых представляет команда юристов, возглавляемая Скоттом Балбером — главой нью-йоркского офиса международной мегафирмы Herbert Smith Freehills, который руководит практикой расследований фирмы в глобальном масштабе. Примечательно, что он был адвокатом Дональда Трампа до того, как тот стал президентом, и представлял его, в частности, в курьезном деле против комика Билла Мара в 2013 году. В одной из телепрограмм Билл Мар пообещал господину Трампу $5 млн, если тот докажет, что произошел не от орангутанга. Дональд Трамп принял вызов, после чего господин Балбер направил Биллу Мару копию свидетельства о рождении Дональда Трампа, подтверждающую, как написал адвокат в сопроводительном письме, что отцом нынешнего президента США «был не орангутанг, а Фред Трамп», и потребовал обещанные комиком $5 млн. Билл Мар платить отказался, назвав свое предложение денег шуткой, Дональд Трамп предъявил ему иск, но вскоре его отозвал.
Избирательный штаб господина Трампа представляет одна из крупнейших юрфирм США — Jones Day, выходцем из которой является бывший юридический советник президента Трампа Дональд Макган. До перехода на работу в администрацию Дональда Трампа он возглавлял юридическую службу его избирательного штаба, после чего пересел в кресло главного юриста Белого дома (ушел в отставку только в октябре текущего года). Большое количество бывших юристов этой фирмы работает на разных постах в администрации президента Трампа, говорит господин Григорян. Крупная и известная юрфирма (Winston & Strawn.— “Ъ”) представляет и зятя Дональда Трампа, отмечает он.
Впрочем, ни очевидная слабость позиции истцов, ни наличие «тяжелой юридической артиллерии» на стороне ответчиков не позволяют прогнозировать, как отреагирует суд на доводы последних, считает господин Григорян: «Факт хакерской атаки установлен, Трамп стал ее бенефициаром, связь многих ответчиков с Трампом очевидна, и не исключено, что суд не пожелает отказаться от рассмотрения иска на столь раннем этапе, а захочет разобраться в связанных с его предметом обстоятельствах, что позволит сторонам, в частности, истребовать друг у друга любую относящуюся к делу информацию, в том числе полученную в ходе досудебных допросов любых релевантных свидетелей». Материалы допросов и иные доказательства по этому делу могут послужить важным источником информации не только для коллегии присяжных, но и для общества и различных политических сил в США и мире, при этом известно множество случаев утечки подобной информации и ее обнародования СМИ еще до вынесения судебного решения, отмечает эксперт.
Доцент кафедры международного права ВШЭ Глеб Богуш отмечает, что дело, исходя из первого этапа обмена документами, напоминает процесс об антисоветском заговоре «правотроцкистского блока» в СССР и зеркальный ответ на заявления Дональда Трампа о заговорах против него. Закон RICO требует доказательств единой для всех ответчиков преступной цели и сговора о преступном способе ее достижения, отмечает эксперт. Но даже если все ответчики желали победы Дональду Трампу и поражения Хиллари Клинтон на выборах 2016 года, это не может служить доказательством наличия заговора о реализации кибератаки, так же, как факты встреч ответчиков и осуществления рядом из них поддержки Дональда Трампа на выборах. Впрочем, это лишь начало долгого и дорогостоящего процесса, в котором истцы и ответчики пока не раскрыли всех карт, говорит господин Богуш. Пока же это дело выглядит вторичным «театром военных действий» на фоне расследования спецпрокурора Мюллера, говорит он.