У российского кино прибыло
Число окупившихся в прокате фильмов растет
Число российских фильмов, окупившихся в прокате, по итогам 2018 года должно стать рекордным за всю историю отечественного кино. По состоянию на 9 декабря принесли прибыль, то есть заработали в кинотеатрах в два раза больше производственного бюджета, уже 12 картин, а в конце декабря выходят в прокат еще четыре фильма, которые также могут окупиться. Продюсеры считают, что показателям помогает господдержка, но отмечают, что доля окупившихся фильмов пока остается «в пределах погрешности».
В 2018 году в прокате окупится наибольшее число отечественных фильмов за всю историю российского кино, подсчитали в Kinodata.pro. Считается, что картина окупилась в прокате, если ее бокс-офис минимум в два раза превысил бюджет на производство (около половины сборов продюсеры и дистрибуторы отдают кинотеатрам). На 9 декабря стали прибыльными 12 из 124 отечественных релизов, до конца года их количество может вырасти до 15–16 из 130, прогнозирует аналитик издания Сергей Лавров. В подсчетах не учитываются фильмы, вышедшие в конце 2017 года, но собравшие основную кассу в 2018-м, в частности «Движение вверх». Для сравнения: в 2017 году прибыльными стали 11 из 123 релизов, в 2016-м — восемь из 121, в 2015-м — шесть из 126.
В конце года выходят две традиционно прибыльные франшизы: мультфильм про богатырей студий «Мельница» и СТВ и очередная часть «Елок» Тимура Бекмамбетова. Кроме того, с большой вероятностью окупится киноверсия сериала «Полицейский с Рублевки» «Газпром-медиа». Не исключено, что большое количество рекламы позволит выйти в прибыль и военной драме «Т-34» (поддерживается ВГТРК), но для этого ей придется заработать более 1,2 млрд руб., говорит Сергей Лавров.
Среди фильмов, вышедших в 2018 году, наибольшие доходы продюсерам принесла спортивная драма «Лед», профинансированная совместно студиями «Водород» и Art Pictures Studio. Ее бюджет, по данным Kinodata.pro, составил 150 млн руб., а сборы — 1,5 млрд руб. Сборы спортивной драмы «Тренер» Данилы Козловского и «Тритэ» превысили бюджет на 440 млн руб., а триллера «Гоголь. Страшная месть» («Газпром-медиа») и драмы «Непрощенный» («Большое кино») — примерно на 300 млн руб.
Продюсер Игорь Толстунов считает, что на росте окупаемости сказывается поддержка Фонда кино и развитие киноиндустрии в целом: поскольку продюсеры снимают все больше фильмов, то и больше картин окупаются в прокате. Главное — не останавливаться: производство кино похоже на сталелитейный процесс, который крайне сложно запускать заново, сравнивает он.
О том, что господдержка сказывается на результатах проката, говорит и Сергей Лавров: каждый год индустрия получает от государства около 7 млрд руб., и естественно, что эти деньги наконец начали окупаться. Кроме того, на рост прибыли влияет и большее внимание, которое продюсеры и прокатчики уделяют рекламе. На продвижение и маркетинг теперь тратится все больше денег: так, рекламные расходы у окупившейся комедии «Все или ничего» составили 60 млн руб. при производственном бюджете 40 млн руб., заявляет аналитик. Реклама хотя и помогает фильмам, но не является определяющим фактором для сборов, а просто предлагает зрителям выбор, возражает Игорь Толстунов.
Продюсер Георгий Малков также не удивлен ростом прибыльных фильмов, но отмечает, что их число оказалось ненамного больше, чем в прошлом году, а доля в общем количестве выходящих фильмов все равно остается на уровне статистической погрешности. «То есть говорить, что окупаемость фильмов стала трендом и обязательно повторится в следующем году, нельзя. С другой стороны, успеху российских фильмов в прокате в следующем году будут помогать протекционистские меры Минкульта»,— рассуждает продюсер.
Прибыльные российские фильмы 2018 года
|
Источники: Kinodata.pro, «Бюллетень кинопрокатчика».