На Рублевском шоссе предлагают построить уже построенную эстакаду
Столичные власти провели тендер на существующий объект
Структуры мэрии Москвы провели конкурс на постройку на Рублевском шоссе разворотной эстакады стоимостью почти 1,4 млрд руб. К этому моменту эстакада уже была построена, причем по документам в рамках другого тендера, на 10,9 млрд руб., данный объект проходил как тоннель. Организаторы конкурса объяснили на общественных обсуждениях в интернете, что эстакаду за эти деньги будут не строить, а благоустраивать и оснащать камерами от ФСО, но из конкурсной документации следует иное.
Конкурс на подрядные работы по строительству объекта «Строительство разворотной эстакады на Рублевском шоссе» был объявлен ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (УДМС, учреждено столичным департаментом строительства») 14 ноября. Из конкурсной документации следует, что в ходе исполнения контракта максимальной стоимостью почти 1,4 млрд руб. исполнитель за 792 дня должен построить 728-метровый объект со съездами (в том числе 398 м самой эстакады), подключиться к сетям ГУП «Мосводосток», обеспечить охрану и т. п. Заявки на конкурс принимались до 5 декабря; его единственным участником стала компания «Мостотрест», контролируемая Аркадием Ротенбергом.
Между тем к моменту объявления конкурса разворотная эстакада на Рублевском шоссе была построена. Так, глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарев в сентябре 2018 года заявлял о завершении «монтажа пролетных строений» эстакады, напоминая, что столичный мэр Сергей Собянин ставил задачу «завершить работы на этом участке Северо-западной хорды» до конца года.
Работы, о которых упоминал господин Бочкарев, велись по другому контракту, объявленному в 2015 году. В рамках этого тендера ведется реконструкция Крылатской, Ярцевской улиц, Кубинки и улицы Боженко. Победителем конкурса в октябре 2015 года стало ООО «Горизонт», предложившее 10,9 млрд руб. за госконтракт (против начальной цены 11,2 млрд руб.).
Одним из сооружений и должен был стать объект на Рублевском шоссе, однако в конкурсной документации фигурировала не эстакада, а тоннель шириной 11,5 м с радиусом разворота 39,5 м.
После банкротства ООО «Горизонт» в 2017 году генподрядчиком стройки стал «Мостотрест», его структуры фактически и строили развязку.
В департаменте строительства Москвы не смогли объяснить, по каким причинам и каким образом тоннель превратился в эстакаду: в ведомстве не отвечали на запросы “Ъ” в течение недели. Между тем на это обстоятельство обращали внимание и в Мосгосстройнадзоре: его зампред Алексей Амелькин в мае 2018 года сообщал в ответ на обращение одного из местных жителей о «ведении работ по строительству разворотной эстакады вместо предусмотренного проектом тоннеля» и наложенных на заказчика штрафных санкциях (копия письма есть у “Ъ”).
Отметим, что в апреле 2017 года департамент строительства Москвы объявил конкурс на корректировку документации по тендеру, ранее выигранному «Горизонтом». Как раз по итогам такой работы в проекте реконструкции и должна была впервые появиться 400-метровая разворотная эстакада у дома 87 на Рублевском шоссе. Работы по корректировке документации выполнял институт «Моспроект-3». В сентябре 2018 года на предстоящие работы (когда, по словам господина Бочкарева, уже был завершен «монтаж пролетных строений») было выдано новое положительное заключение Мосгосэкспертизы, а в ноябре объявлен упомянутый тендер на возведение эстакады стоимостью около 1,4 млрд. руб.
В ходе общественного обсуждения в интернете этого конкурса представителям заказчика пришлось объясниться. Так, на прямой вопрос, зачем объявлять закупку на уже построенный объект, директор ГКУ УДМС Василий Десятков дал понять, что эстакаду будут не строить, а облагораживать и оснащать инженерными конструкциями. Господин Десятков сообщал в ходе слушаний о необходимости увязки ливнестока с коллекторами, монтаже автоматических противогололедных систем и обустройства видеонаблюдения ФСО России в рамках программы «Антитеррор». Наконец, чиновник упомянул и установку уличных светильников и малых архитектурных форм в рамках «интегрирования архитектурных решений эстакады в существующий облик района Кунцево».
Все эти работы, включая установку камер ФСО, противогололедных систем и ливнестоков, действительно упоминаются в смете проекта (утвержденной ООО «Инженерный центр "Мосты и тоннели"»).
Однако куда большие средства в документе все равно закладываются на строительство самой эстакады и ее подпорных стенок.
По итогам подачи документов на тендер по строительству эстакады заявка «Мостотреста» была признана соответствующей требованиям конкурса. Однако сама закупка с единственным участником была отменена в соответствии с п. 6 ст. 53 федерального закона №44 о госзакупках. Между тем ст. 55 этого же закона дает право заказчику из ГКУ УДМС заключить контракт с единственным поставщиком как раз именно по этим основаниям. Таким образом, по закону с «Мостотрестом» вполне может быть заключен контракт на стройку уже построенной эстакады.
Представители «Мостотреста» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.