Бизнесмены рассказали, за что дают взятки
Торгово-промышленная палата отметила международный день борьбы с коррупцией
Предприниматели должны отказываться от коррупционных сделок, а также от неформальных платежей чиновникам — это будет лучшим вкладом в борьбу с коррупцией. К такому выводу пришли участники дискуссии, которую провела Торгово-промышленная палата в связи с международным днем борьбы с коррупцией. Такие дискуссии показывают, что борьба с коррупцией в РФ неэффективна, считают в Transparency International.
Торгово-промышленная палата (ТПП) отметила международный день борьбы с коррупцией обсуждением проблем, которые она приносит бизнесу. Коррупция стабильно входит в «тройку проблем, которые тревожат бизнесменов, она искажает конкурентное поле России», констатировал президент ТПП Сергей Катырин. Наиболее коррумпированы процедуры, связанные с лицензированием, получением разрешений и справок, выяснила ТПП по итогам анонимного опроса, который она провела среди почти 45 тыс. бизнесменов во всех регионах. На втором месте — контроль и надзор за предпринимательской деятельностью, на третьем — государственные и муниципальные закупки. В том, что они прибегают к «неформальным платежам» при «контактах с органами власти» «для ускорения получения документов, справок», признался 21% бизнесменов. 19,5% сообщили, что платят «для обхода обременительных требований законодательства», 13,9% — «для обхода невыполнимых требований законодательства». Некоторые платят, так как «просто не удается этого избежать». 19% респондентов, напротив, заявили, что не платят «принципиально».
Опросы бизнесменов ТПП проводит уже третий год — раз в полгода. В этом году в бизнесе стало больше тех, кто «никогда не сталкивался с проявлением коррупции». Их теперь 21,9% (было 19,6%). Правда, доля тех, кто с этим «сталкивается постоянно», тоже увеличилась — с 13,4% до 16,9%.
Заместитель министра экономического развития Савва Шипов одной из причин коррупции считает «разрешительные процедуры». «В стране существует более 500 разрешительных процедур, зачастую непрозрачных, а следовательно, коррупциогенных»,— пояснил он. По словам заместителя министра, его ведомство разработало законопроект о разрешительных процедурах, который предусматривает не только их сокращение, но и перевод «в цифру», устраняющий непосредственный контакт граждан с чиновниками. Сергей Катырин напомнил об Антикоррупционной хартии российского бизнеса, которую четыре года назад приняли крупнейшие бизнес-объединения. Сейчас ее подписали «уже тысячи российских компаний», сказал он, отметив, что присоединение к хартии предполагает «внедрение антикоррупционных программ в корпоративную политику организаций».
«Почему-то о легализации лоббизма, о "конфликте интересов" говорить бизнесмены не стали»,— заявила “Ъ” основатель российского отделения Transparency International Елена Панфилова. Скептически относится она и к подписанной бизнесменами хартии: «Если бы она была эффективной, то представители бизнес-сообщества говорили о результатах противодействия коррупции, а не обсуждали бы причины коррупции и ее последствия».