«Дороги есть даже там, где, кроме них, больше пока ничего нет»

Интервью

За шесть лет, прошедших с момента ее образования, Новая Москва стала полноценной частью столицы с сопоставимым уровнем жизни. Чтобы этого добиться, мэрия опережающими темпами строила дороги, метро и необходимую социальную и коммунальную инфраструктуру. Руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин рассказал, как рассчитывает привлечь еще больше инвесторов.

Фото: Даниил Овчинников / Коммерсантъ, Коммерсантъ

— Сравните сегодняшнюю Новую Москву с той, какой она была, когда только появилась. В чем основное отличие между этими точками?

— В том, что проект «Новая Москва» состоялся. В 2012 году к Москве присоединили 148 тыс. га, что в полтора раза больше исторической территории города, и половина занята парками и лесами. А сейчас в любом аспекте развития Новая Москва уже современная часть столицы. За шесть лет на современной территории Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) численность населения выросла на 55%. Построено 11 млн кв. м жилья и 3,1 млн кв. м коммерческой недвижимости. Количество рабочих мест выросло с 84 тыс. до 200 тыс. по итогам 2018 года.

— Вам приходится создавать единую городскую территорию из разных населенных пунктов. С чего начинали?

— На первом этапе одновременно строили жилье, места приложения труда и дороги. Теперь инфраструктура в опережающем состоянии: дороги есть даже там, где, кроме них, больше пока ничего нет, но уже можно строить любую недвижимость. Почти все проблемы, связанные с обеспечением транспортной доступности присоединенных территорий столицы, уже решены.

— Что успели сделать для повышения транспортной доступности присоединенных территорий? Что еще предстоит для этого сделать?

— Два года назад в ТиНАО запустили метро, заработали станции «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. В ближайшее время на 13,4 км будет продлена Калининско-Солнцевская линия — от «Раменок» до «Рассказовки», потом до аэропорта Внуково. Всего до 2035 года появится 72 км линий и 33 станции. Уже построен 161 км дорог, более 100 км в процессе и 170 км проектируется. Если появляется новая дорога, обязательно создается новый маршрут общественного транспорта. Сегодня гораздо проще добраться не только от Коммунарки до МКАД, но уже и от Красной Пахры, от Троицка.

— Удалось ли городу преодолеть маятниковую миграцию, если взять пример ТиНАО?

— Сейчас около 70% жителей Новой Москвы работают в границах ТиНАО. В ближайшие пять лет их будет больше, так как меняется структура занятости населения. Мы планируем создать избыток рабочих мест, чтобы в ТиНАО приезжали трудиться жители прилегающих районов Московской области или даже районов внутри МКАД.

— Как изменились объемы жилищного строительства в Новой Москве с момента образования округа?

— За шесть лет в ТинАО построено 10,5 млн кв. м многоквартирных домов плюс более 2 млн кв. м малоэтажного жилья и частных домов. Планируем к 2028 году построить 17,33 млн кв. м нежилой недвижимости (это в четыре раза больше, чем есть), что будет способствовать приросту рабочих мест. Для этого будем плавно, на 200–300 тыс. кв. м в год, увеличивать годовой показатель ввода с 2 млн кв. м до 3 млн кв. м в ближайшие пять лет. Тогда, по нашим расчетам, к концу 2021 года появится еще 50 тыс. рабочих мест. А 1,5 млн жителей и 1 млн рабочих мест к 2035 году — оптимальное соотношение с учетом транспортного развития.

— Спрос на жилье в новостройках ТиНАО, согласно статистике, растет. Как вы считаете, с чем это связано?

— Жилье в ТиНАО остается самым доступным в столице. Если в пределах МКАД за 6–7 млн руб. можно приобрести однокомнатную квартиру, то в Новой Москве за эту сумму доступны двушки или трешки в новостройке комфорт-класса. Жилье в Новой Москве дорожает теми же темпами, что и в старых границах,— на 5–6% за год. Средняя цена квартиры в новостройке массового сегмента выросла примерно на 0,8 млн руб.

— Что делает мэрия, чтобы сделать округ частью столицы, привлекательной для жизни?

— Поступательное, комплексное развитие ТиНАО обеспечивает прежде всего строительство современной инженерной инфраструктуры. Ее мощности должны учитывать и прирост населения, и потребности мест приложения труда, социальных объектов. Все первые урбанизированные участки уже покрыты сетями инженерии. Город для этого выделяет значительные бюджетные средства.

— Сколько лет активного развития требуется территории, чтобы стать сформировавшейся частью города?

— Новая Москва уже часть города, где качество жизни по всем основным параметрам сопоставимо с другими округами столицы. Но предстоит еще много работы, чтобы добиться утвержденных Генпланом показателей. Простой пример — с водой. Чтобы обеспечить заданный ежесуточный объем подачи воды, нужно построить шесть регулирующих узлов, на двух — провести реконструкцию. То же самое с водозаборными узлами — 42 построить, 45 реконструировать. Плюс проложить 503 км водопроводных сетей и построить 500 магистральных коллекторов. А еще есть потребности округа в электричестве, тепле и газе. Проблемы необходимо решить, так как это влияет на интерес инвесторов.

— Что привлекает и до сих пор волнует девелоперов в Новой Москве?

— Стабильность, прозрачность, предсказуемость градостроительных планов. Мы не прогнозируем в ТиНАО ни высоких скачков, ни падения объемов строительства. Город выполняет все обязательства по возведению объектов социальной и дорожной инфраструктуры, что очень упрощает реализацию разных бизнес-проектов. До 2035 года объем инвестиций в новые территории Москвы составит 7 трлн руб., одна шестая этих средств — бюджетные, остальное — деньги инвесторов. Чтобы их мотивировать, мэрия дает предприятиям, которые соблюдают требования по развитию рабочих мест, имущественные, налоговые, земельные льготы.

— Сколько жилья и коммерческой недвижимости строится сейчас в округе?

— В Новой Москве строится 15 крупных жилых комплексов на несколько миллионов квадратных метров, в разработке не менее десяти проектов технопарков. Сейчас город ограничивает выдачу новых разрешений на многоквартирные дома, чтобы сбалансировать строительство коммерческой и жилой недвижимости. В общем объеме одобренных проектов многоквартирных домов около 30%. Согласно Генплану, в Новой Москве к 2035 году можно построить 89 млн кв. м жилья и 64 млн кв. м коммерческой недвижимости.

— Есть ли у Новой Москвы потенциал малоэтажной застройки, в частности в сегменте коттеджных поселков?

— С 2012 года, когда образовалась Новая Москва, здесь ежегодно вводится 300–400 тыс. кв. м домов ИЖС. Уже построено 2,4 млн кв. м малоэтажек. Новые территории хорошо приспособлены для комфортного проживания именно в таких форматах. Даже если человек работает в «старой» Москве, развивающаяся дорожно-транспортная инфраструктура позволяет удобно добираться на работу и домой.

Интервью взяла Екатерина Геращенко

Вся лента