Повтор, еще повтор
Чего ждать в 2019-м
Шеф-редактор обновленного сайта «Искусство кино», который пишет про артхаус легко и интересно, рассказывает о самых ожидаемых фильмах 2019 года. И о том, почему в список самых ожидаемых премьер нет смысла вносить ни одной из больших студийных франшиз.
Еще лет пять назад мы радовались новости о возвращении «Звездных войн», переживали рассвет влюбленности в супергероев, на детский день рождения нанимали актера в костюме Джека Воробья и заранее букировали билеты на любую диснеевскую или пиксаровскую премьеру. Мы хотели всего большого и красивого — и опирались в этом на корпоративное качество мейджоров. Еще мы скучали по атлантам прошлого, и любой ремейк героической классики вроде «Терминатора» казался событием — а потом… неизменно разочаровывал.
Прошло время, пришла мудрость. Разницу между новым «Бегущим по лезвию» визионера Дени Вильнёва и очередной «Мумией» пришлось ощутить на практике, за свои деньги. И несмотря на уже ставшую привычкой кислую реакцию на выходе из зала, эпидемия не хорошего и не ужасного, а просто проходного кино в завлекательной линейке франшиз, ремейков, перезапусков и спин-оффов (фильмов, развивающих второстепенную линию сюжета) прогрессирует: если в прогнозе на 2014 год мы освещали пять-семь больших премьер от топовых франшиз, то сейчас в аналогичной ситуации трудно найти хотя бы пять-семь громких премьер вне этой категории.
Сетка годового проката плотно заставлена знакомыми названиями. Кинопрокат мультиплексов превратился в один огромный кошелек нескольких компаний, которые еженедельно зарабатывают на нашей ностальгии и надежде. Ностальгии по вечной классике, от «Планеты обезьян» до «Охотников за привидениями». Надежде на то, что новый фильм из знакомой серии будет не хуже, чем тот классный, про Железного человека, десятилетней давности.
На 2019 год уже заявлены и всевозможные фильмы, экранизирующие игрушки, от «Лего» и «Майнкрафта» до «Ежа Соника» и «Детектива Пикачу». Есть «Люди Икс» на любой вкус: уже классические с Фассбендером и новомодные, в жанре хоррора («Новые мутанты»). Marvel готовит еще несколько продолжений своих франшиз, DC покажет фильм про Джокера и снимет свой вариант «Дэдпула» («Шазам»). Нас ждет новое «Кладбище домашних животных», новые «Ангелы Чарли» и, разумеется, очередные «Звездные войны», надвигающиеся на нас, несмотря на усиливающийся шквал хейта. А новый владелец саги Лукаса — компания Disney — поступила еще проще и решила переснимать свои хиты прошлого века, местами покадрово: «Аладдин», «Дамбо», «Король Лев»… Хочется сказать: «Горшочек, не вари!»
Disney, после того как он стал мегакорпорацией, поглощающей бренд за брендом, стали часто сравнивать с гиперактивным младенцем, который пожирает сладости и не может остановиться. Тизер ремейка «Короля Льва» стал словно последней каплей — для многих именно этот классический мультфильм оказался слишком дорог, чтобы отдать его на откуп машине перезагрузок. Интернет полон мемов и негодования. Есть ощущение, что именно теперь зритель сможет сформировать свой отказ привычному аттракциону — и затребовать новый.
Да, эпоха франшиз неминуемо рухнет, как и все другие киноэпохи до нее: кинематограф как искусство и как бизнес раз за разом переживал периоды избыточности и самоповтора, а потом очищался и выходил на новый виток. Когда-нибудь мы и о кошмарном «Форсаже-8» вспомним с ностальгией — как о давно ушедшем и призрачном.
А вот кино некорпоративное, то есть режиссерское, которое идет ограниченно и не собирает рекордные кассы, всегда существовало и будет существовать. Так что в этот раз для новогоднего списка ожидаемых фильмов мы решили собрать оригинальные сценарии, интересные экранизации и режиссерские своеволия в любом, даже самом развлекательном жанре. Пусть это будет попытка культурного «резистанса» и, главное, возможностью сэкономить деньги и время на проходных впечатлениях и предсказуемых эмоциях.