Совсем озверели
Зодии захватывают циферблаты
В битве китайского и месопотамского зодиаков пока побеждает китайский. Это происходит, по меньшей мере, на циферблатах современных наручных часов. Даже беглый обзор новинок часового рынка и коллекций последних лет позволяет уверенно сделать такой вывод. Да и вообще — чисто лексически китайский зодиак более заслуживает права так именоваться, нежели общепринятый в западной цивилизации адаптированный греками месопотамский зодиак, где ровно половину знаков «зодиями», то есть зверушками, назвать нельзя, а в китайском зодиаке все двенадцать его символов — звери, из них один лишь дракон — зверь фантастический.
Если говорить о часовом деле, нужно признать, что некогда, во времена позднесредневековые и ренессансные, все было иначе. Китайскому зодиаку, если он и был известен, в Европе большого значения ввиду очевидной непрактичности не придавалось. В европейских странах тогда возрождалось тонкое искусство измерения времени. Мыслители и астрономы заново открывали гномонику — науку и искусство изготовления солнечных часов, которая в долгий период забвения, наступивший после крушения античности, сохранилась в Индии и вернулась в Европу через арабские страны. Интересно отметить, что, как и астрономический зодиак, гномонику изобрели все те же жители Древнего Междуречья, которые, согласно имеющимся далеко не полным сведениям (здесь приходится верить свидетельству Витрувия), подарили эти знания грекам, а те уже — римлянам. Месопотамский зодиак имел вполне понятный астрономический и практический — в применении к сезонам и календарю — смысл, поэтому лучшие образцы солнечных часов, тогда единственного надежного средства измерения времени, украшались традиционными знаками двенадцати зодиакальных созвездий. Ровно так же красиво гравированными изображениями зодиакальных тварей либо придуманных для их обозначения символов украшались циферблаты сложных механических часов астрономической специализации. Популярности месопотамского зодиака немало способствовало увлечение астрологией, которая, собственно, принесла знания о нем в народ.
Интерес ко всему восточному, а вместе с тем и к китайскому зодиаку, заметно распространился во второй половине XIX века и обрел форму всеобщего поветрия после оглушительных премьер «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини во всех мировых столицах в 1900-е. Луи Картье, чутко реагировавший на настроения публики (разумеется, платежеспособной), внедрил восточные мотивы в выпускавшиеся его фирмой ювелирные украшения и часы, временами буквально — во множестве вещей использовались фрагменты вывезенного из Китая антиквариата. Китайский стиль Cartier, зародившийся в 1890-е, достиг пика популярности в 1920-е, чтобы затем оказаться не то чтобы позабытым, но ушедшим в тень до 1960-х, когда публика стала проявлять горячий интерес к восточным единоборствам. Тому немало способствовали успехи на киноэкранах Брюса Ли и впоследствии Джеки Чана — восточная тема вышла в массы.
Особенность работы часовщика и ювелира в том, что для создания своих произведений они располагают чрезвычайно малым пространством, поэтому понятна их тяга к тому, чтобы предлагать максимально сжатое художественное высказывание, близкое к символу. Зодии, как китайские, так и месопотамские, превосходно годятся на роль таких символов — за ними стоит много исторического, традиционного, декоративного, музейного, эмоционального. И пока что на этом поле доминирует китайский зодиак и его персонажи. В последнее время сложилась традиция — к концу каждого года часовые бренды, в особенности те, что специализируются на выпуске декоративных изделий, предлагают новые варианты часов, посвященных животному — символу приближающегося китайского года. Разумеется, все рекорды популярности бьет дракон, иногда даже создается впечатление, что китайцы, да и европейская публика, готовы приобретать часы с драконами всегда, в любой год китайского зодиакального цикла.
Развивая модную тему, часовые бренды стремятся к максимальному отличию от изделий, предлагаемых конкурентами, и потому ищут свой собственный стиль, технику и манеру декоративного исполнения. Так, компания Panerai выпускает с 2009 года (год Быка) модели Luminor Sealand, украшенные изображением китайских зодий на декоративной верхней защитной крышке корпуса. Для них была найдена интересная техника, в которой гравировка с чернением штриха дополнялась золотой чеканкой, это золото также гравировалось, и гравировка зачернялась. В следующем году мы ждем нового зодиакального «Люминора», который будет посвящен китайскому году свиньи. Однако самое интересное будет в 2021-м, когда компания Panerai, завершив первый 12-летний цикл, будет вынуждена либо продолжить серию вторым циклом, либо изобрести новую тему. Почему бы не месопотамский зодиак? Хотя, думается, китайский дракон и его команда вряд ли так скоро уступят позиции.
Компания Vacheron Constantin в работе с зодиакальными символами стремится удерживать равновесие. Один из первых образцов жанра, что мне удалось отыскать,— это часы 1994 года Mercator Chinese Zodiac, в которых циферблат, размеченный фигурками китайских зодий, выполнен в технике выемчатой эмали. Как и многие другие декоративные модели того периода, этот циферблат был выполнен бельгийским мастером эмали Жаном Генбрюгге, с которым бренд тогда преимущественно сотрудничал. Всерьез за зодиакальную тему в компании взялись в 2010-е, когда на женевской мануфактуре бренда была учреждена художественно-декоративная мастерская Metiers d'Art. Причем на китайскую тему, как правило, тут же находился месопотамский ответ. По-видимому, с 2013-го, года змеи на китайский манер, началась серия декоративных моделей Vacheron Constantin Metiers d'Art Zodiac Signs. Они выполнялись на основе калибра 2460 G4, весьма удачно спроектированного и запущенного в производство в 2005 году (тогда Vacheron Constantin отметил беспрецедентный в часовом деле 250-летний юбилей), с индикацией часов, минут, даты и дня недели в четырех окошках, расположенных на периферии циферблата. Центр циферблата был совершенно свободен для любого творчества, в том числе и для зодиакальных фигурок. Выпуск часов с китайскими зверями-символами сопровождался производством моделей, где фигурировали символы созвездий зодиака. Так, например, в прошлом году компания Vacheron Constantin представила сразу три модели Metiers d'Art Copernicus Celestial Spheres, в которых зодиак изображался в трех различных техниках — выемчатой эмали (по-прежнему авторства Жана Генбрюгге), гравировки по золоту и гравировки по сапфировому стеклу. Общедоступные серии (если не принимать во внимание расценки) сопровождались выпуском часов по заказу, на этом специализируется подразделение Maitre Cabinotiers. По неподтвержденным разведданным (поскольку речь идет о частных заказах), в 2016-м были выпущены два набора из 12 экземпляров, один с китайскими, второй с месопотамскими зодиями, и все на базе калибра 2460 G4. Также известно — на сей раз достоверно — о существовании еще одного зодиакального шедевра Vacheron Constantin, изготовленных в 2011 году сверхсложных часах Vladimir, золотой корпус которых украшен выполненными в технике обронной гравировки фигурками зверей китайского зодиака. В том же жанре изготовлены недавно предъявленные общественности новые сверхсложные часы Vacheron Constantin Les Cabinotiers Grand Complication Phoenix, темой для которых стал феникс — мифическое существо, весьма почитаемое в Китае и других дальневосточных странах; он, однако, не входит в классическую зодиакальную дюжину.
Часы с фениксом имеются также в арсенале компании Piaget, которая с достойной уважения регулярностью производит декоративные модели с китайскими зодиакальными животными. Недавно была представлена наиболее актуальная для конца этого года модель Altiplano Chinese Zodiac с циферблатом, на котором в фирменной манере, свойственной мастерской Аниты Порше, в технике перегородчатой эмали, комбинированной с миниатюрной росписью, изображена свинка. Свой вариант китайского бестиария компания Piaget создает с 2012 года, дополняя эмалевые модели часами, декорированными резными и гравированными фигурками. Особенно примечательны модели Altiplano Double Jeu с двойным корпусом. Обычно в часах Altiplano Double Jeu оба корпуса отдаются часовым механизмам, которые можно настроить для индикации поясного времени, здесь же верхний корпус используется в качестве декоративной крышки, в нем между двумя сапфировыми стеклами помещается резная миниатюра.
Эмалевые миниатюры для циферблатов своих часов Classico The Year of…, которые выходят в канун китайского нового года, компания Ulysse Nardin производит в принадлежащей ей специализированной мастерской эмали Donze Cadrans. С 1990-х Ulysse Nardin славится циферблатами, выполненными в технике полупрозрачной эмали поверх рельефного фона «гильоше» и перегородчатой эмали, однако для новогодней серии Classico была выбрана выемчатая эмаль, позволяющая подчеркнуть цвет миниатюры зеркальным росчерком штихеля по золоту.
Пожалуй, наиболее аутентичное исполнение темы китайского зодиака предлагает фирма Chopard — в ассортименте бренда уже несколько лет присутствуют модели L.U.C XP Urushi Year of the…, циферблаты для которых изображаются в традиционной японской технике текстурной рельефной лаковой росписи маки-э. А в Pаtek Philippe решили создавать животных китайского зодиака в технике маркетри.
Ювелирный бренд Van Cleef & Arpels в своей часовой коллекции культивирует тему астрономии и регулярно выпускает часы с декоративными циферблатами, на которых нередко изображаются в весьма поэтичной манере различные созвездия, в том числе зодиакальные. Последний пример — выпущенная в этом году серия из 24 моделей Zodiac Lumineux, в нее вошли 12 женских моделей Lady Arpels Zodiac Lumineux и 12 мужских Midnight Zodiac Lumineux. Известно, что Van Cleef & Arpels — признанный мастер ювелирных и декоративных часов, здесь же стоит уделить внимание технической стороне дела. Во всех моделях Zodiac Lumineux звезды зодиакальных созвездий светятся не воображаемо, но реально, этому способствует изобретенная и разработанная часовщиками бренда технология подсветки, в которой новейшая техника, включающая пьезогенератор электричества и светодиоды, сочетается с традиционной механикой привода, аналогичной той, что применяется при запуске минутного репетира. Что ж, традиционные мотивы иногда нуждаются в высокотехнологичной подсветке.