Мэрия и полиция не реагируют на рекламу
Прокуратура заявила об отсутствии контроля законности размещения конструкций в Челябинске
Прокурор Челябинской области Виталий Лопин внес представление исполняющему обязанности мэра Челябинска Владимиру Елистратову. Причиной стали результаты проверки надзорным ведомством соблюдения правил демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций на проспекте Ленина. В ведомстве заявляют, что управление наружной рекламы Челябинска не контролирует процесс исполнения предписаний о демонтаже конструкций, из-за этого почти 30% предпринимателей игнорировали требования. Прокурорское представление получил и начальник УМВД по городу Сергей Миронов за безосновательные отказы челябинской полиции в заведении административных дел на недобросовестных предпринимателей. По словам экспертов, поскольку власти много лет не уделяли внимания этой проблеме, в городе сформировался теневой рынок рекламы, по объему не уступающий легальному.
Прокуратура Челябинской области проверила законность размещения рекламных конструкций на фасадах зданий на проспекте Ленина. Выяснилось, что управление наружной рекламы администрации Челябинска не осуществляет систематический контроль законности размещения рекламных конструкций в городе, а работает в формате реагирования на жалобы. «Вследствие чего меры к своевременному выявлению и демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на территории города Челябинска не принимаются»,— сообщает пресс-служба прокуратуры. Также управление не обращалось в суды для принуждения владельцев рекламных конструкций к устранению нарушений закона, не было и заявлений по фактам размещения незаконной рекламы в Челябинское УФАС.
Из-за отсутствия контроля за демонтажем незаконных рекламных конструкций 28% предпринимателей, которые в первом полугодии получили предписания убрать с фасадов домов на проспекте Ленина рекламные конструкции, проигнорировали требование. По данным областной прокуратуры, управление наружной рекламы за шесть месяцев 2018 года вынесло 396 таких решений, из них исполнено было 287. Нарушители отказывались убирать материалы, а если реклама была демонтирована принудительно, отказывались возмещать расходы. По результатам проверки прокурором города временно исполняющему обязанности главы Челябинска Владимиру Елистратову внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о рекламе.
При этом в областной прокуратуре признают, что управление фактически не обязано контролировать выполнение выданных предписаний о демонтаже незаконной рекламы. «Бездействие должностных лиц по оперативному выявлению незаконно размещенных рекламных конструкций, несвоевременное реагирование на факты неисполнения требований, изложенных в предписаниях, обусловлено отсутствием соответствующих норм в муниципальных правовых актах»,— отмечают в надзорном ведомстве.
Работа по согласованию и демонтажу рекламных конструкций в Челябинске регламентируется положением о порядке распространения наружной рекламы и информации, которое было утверждено решением гордумы в феврале 2018 года. Уполномоченным органом является управление наружной рекламы администрации Челябинска. Согласно документу, ведомство должно выдавать разрешения на размещение рекламных конструкций, вести единый реестр таких объектов, следить за исполнением условий договоров на размещение, выдавать предписания о демонтаже. О необходимости контролировать ликвидацию незаконных конструкций в положении ничего не говорится. Не вменяются эти обязанности ни комитету по градостроительству и архитектуры, ни управлению благоустройства Челябинска, их специалисты должны лишь улаживать при согласовании имущественные и технические вопросы. «В целях пресечения данного нарушения прокурором Челябинска подготовлены предложения в гордуму о дополнении положения о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске нормами о порядке осуществления контроля за исполнением выданных предписаний»,— сообщили в областной прокуратуре.
В пресс-службе Челябинской городской думы сообщили, что не получали от прокуратуры предложения об изменении положения о порядке распространения наружной рекламы и информации. «Мы такого письма не видели. Как увидим, прокомментируем»,— отметила пресс-секретарь гордумы Лариса Окунева.
Также при проверке соблюдения правил демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций на проспекте Ленина у прокуратуры возникли вопросы к городской полиции. «Выявлены нарушения в деятельности органов полиции при решении вопросов о привлечении к административной ответственности владельцев незаконно установленных рекламных конструкций по ст. 14.37 КоАП РФ -(“Нарушения требований к установке рекламной конструкции”)»,— сообщает пресс-служба прокуратуры. По данным надзорного ведомства, полицейские отказывались возбуждать административные дела и безосновательно прекращали расследования, ссылаясь на истечение срока давности совершения правонарушений. Начальнику УМВД России по Челябинску Сергею Миронову внесено представление о недопустимости подобных действий.
В УМВД по Челябинску сообщили, что материалы прокурорского представления руководство ведомства пока не получило. «При поступлении в УМВД России по Челябинску представления прокуратуры города будут приняты меры к устранению указанных недостатков»,— отметили в пресс-службе ведомства.
Директор ГК «Элефант» Михаил Смирнов, член Союза дизайнеров России, отмечает, что в Челябинске действует теневой рынок наружной рекламы, который не уступает по объему легальному. «Управление наружной рекламы работает с легальными рекламными конструкциями в Челябинске, их около 1400 по всему городу. Эта деятельность ведется в прозрачном правовом поле. При этом существует огромный рынок незаконной рекламы, который никак не пересекается с управлением. Вы можете заплатить небольшие деньги и разместить свою рекламу на фасадах, на ограждениях, на строительных заборах. Именно эти конструкции наносят максимальный вред внешнему виду города»,— говорит господин Смирнов. Эксперт считает, что такая ситуация сложилась из-за многолетнего отсутствия внимания власти к проблеме. «Теневой рекламный рынок в Челябинске сформировался потому, что этой индустрии в городе никогда не уделяли должного внимания, ни с точки зрения бизнеса, ни с точки зрения городской среды. Сейчас в преддверии больших международных событий этим рынком вынуждены заниматься, идет хаотичная работа в разных направлениях. Никакими юридическими документами управление рекламы не располагает, чтобы этот рынок регулировать. Это долгая запутанная история, с которой нужно разбираться»,— подчеркнул Михаил Смирнов.