Предприниматели подумали о рождаемости

В Ульяновске на минувшей неделе завершил свою работу юбилейный, 10-й региональный бизнес-форум «Деловой климат в России». Одна из главных тем обсуждений — как повысить рождаемость предпринимателей и понизить «смертность» малого бизнеса.

4 и 5 декабря на юбилейный, X бизнес-форум «Деловой климат в России» собралось около полутора тысяч участников, среди них помимо предпринимателей и представителей власти, банков и надзорных ведомств, также федеральные эксперты, представители ведущих федеральных торговых сетей, байеры (эксперты-закупщики) из Узбекистана, Азербайджана, Румынии, Королевства Бахрейн, Китая. Но у каждого — своя цель. Одни — для налаживания новых деловых связей, другие — чтобы заявить о проблемах, тормозящих развитие бизнеса, третьи (представители власти, банков, контролирующих органов) — чтобы понять, как дальше работать с бизнесом и найти взаимовыгодные варианты.

Если раньше каждый ежегодный ульяновский форум имел какое-то основное направление (взаимодействие с властью, обсуждение форм стимулирования предпринимательства, обозначение проблемы необходимости перехода от карательных мер к профилактическим, формирование благоприятного бизнес-климата и т. д.), то теперь, как заявляет руководитель Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов, за минувшие десять лет и форум, и деловой климат региона уже вошли в такую стадию, когда нет необходимости бросать все силы на обсуждение какой-то главной темы. «Концепт шоу или новинки — это не про нас. Наоборот, сегодня нам важны преемственность и традиционность. Проблематика бизнеса всегда держится всего на трех основных китах: регуляторика, финансы и развитие продаж. И искать новое нет необходимости, потому что предприниматель идет сюда за конкретикой. Именно поэтому и программа форума выстроена соответствующим образом, вмещая в себя каждое из необходимых бизнесу направлений», — пояснил господин Гайнетдинов. По его словам, традиционно первый блок посвящен вопросам продвижения продукции — байерский тур, на котором ряд компаний уже договорились с иностранными представителями о поставках дверей, продуктов питания, стройматериалов, мебели, деревообработки. Контрактные биржи, «где мы «женим» наш малый бизнес с крупными предприятиями и инвестпроектами, и уже есть предварительные соглашения о поставках продукции на конвейеры. Закупочные сессии, где представители крупнейших федеральных сетевых ритейлеров («Лента», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Метро» и др.) знакомятся с продукцией малого бизнеса. По ним уже также есть несколько предварительных договоренностей о поставке товаров, которые через год уже выйдут в сети». Став традиционными, эти закупочные сессии все больше привлекают сетевиков, поскольку никакой интернет не заменит реального общения и возможности посмотреть, потрогать и попробовать товар. «Это лучший ход, когда никто ничего не навязывает привередливым закупщикам, а просто формируется мотивация, и тот сам изъявит желание», — добавляет Руслан Гайнетдинов.

Вторая составляющая — семинары, круглые столы и дискуссии на темы взаимоотношений бизнеса с властью и контрольно-надзорными органами. Теперь уже сформировалась традиция, когда «представители и первые лица региональных управлений Центробанка, налоговой и антимонопольной служб, кредитных учреждений (которых, как правило, не так просто собрать), проявляя большой интерес, приходят и работают на площадках форума», чтобы на сессии «региональной предпринимательской инициативы» обсудить проблемы взаимодействия и найти взаимопонимание, или на «балансовой комиссии» понять, как не надо поступать, и пояснить, в чем не стоит их бояться. «И такие встречи позволяют выработать нормальные подходы в ситуациях, которые не прописаны в законах, как, к примеру, что делать, если выключили свет, онлайн-касса не работает, а продолжать торговлю надо», — пояснил руководитель корпорации.

И третья составляющая — финансирование бизнеса, тем более что банки, как заметил председатель президиума Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков, «не очень-то желают брать на себя дополнительные риски, давая кредиты малому бизнесу». Форум обсуждал альтернативные способы финансирования (такие как краудфандинг, которого в России его всего 2% по сравнению с 60% в США), а также необходимость введения новых стандартизированных цифровых моделей взаимодействия с банками и мерами господдержки вплоть до того, чтобы это было возможно через единую базу МФЦ.

Впрочем, на самом деле во всех направлениях, ставших для форума традиционными, звучал один новый сквозной лейтмотив: как повысить рождаемость малого бизнеса и понизить его смертность. «Задача, поставленная президентом страны, — увеличить за 4-5 лет количество людей, занятых в предпринимательской деятельности, до 25 млн человек», — отмечает Руслан Гайнетдинов. «Нам надо вовлечь в предпринимательскую деятельность как можно больше участников и довести предпринимательское сословие до численности не менее 200 тысяч человек», — заявил на форуме губернатор региона Сергей Морозов. По мнению губернатора, для этого необходимо максимально популяризировать этот вид деятельности, и даже «создать своего рода агентство позитивных новостей, которое бы показывало образ предпринимателя как героя нашего времени». Кроме того, по мнению главы региона, необходимо вводить школьное предпринимательское образование. «Мы планируем уже со второго полугодия ввести школьное предпринимательское образование. Для него уже определен ряд базовых школ, где будут свои бизнес-инкубаторы и технопарки», — заявил Сергей Морозов, отметив, что в дальнейшем «тем, кто проявит интерес к предпринимательской деятельности, в Ульяновской области будет обеспечен очень легкий старт. По словам губернатора, в регионе уже сейчас, собирая предпринимателей, власти обсуждают каждый проект, и затем лучших берут под свой патронаж. «Все это, я надеюсь, даст возможность существенно снизить смертность малого бизнеса, который проходит на первых порах это огромную «долину смерти»», — добавил глава региона.

Впрочем, Сергей Беляков заметил, что старания региона по облегчению старта очень важны, но многое зависит и от условий ведения бизнеса, сформированных на федеральном уровне: «Смертность малого бизнеса высока во всем мире, она составляет везде 70 и более процентов, даже в мекке рыночной экономики — в США. Но этот неуспех, который всегда как дамоклов меч висит над каждым предпринимателем, отпугивая других, должен быть компенсирован очень легким процессом начала нового бизнеса, перезапуска. Предприниматель должен иметь возможность начинать, начинать, и снова начинать, снова пробовать и пробовать. Известно, что история всех великих компаний — это история неудач. Только сформировав опыт через негативную практику, можно получить ту компетенцию, которой обучить не всегда возможно».

Руководитель проекта Upgrade-лаборатория, экс-советник министра экономического развития Юлия Алферова заметила, что на региональном уровне возможна «донастройка» налогового режима, и если у региона есть такие возможности, то на приоритетных направлениях он мог бы обеспечивать «налоговые спецрежимы».

Руслан Гайнетдинов, считает, что сейчас, с введением института самозанятости, где есть теперь один фиксированный платеж в процентах от оборота, нулевой вход и нулевой выход, позволяющие перезапуск, уже обеспечены и многие страхи сегодня просто от недостаточных знаний. «Если мы хотим повысить рождаемость малого бизнеса, необходимо начинать с детей, формировать новую идеологию», — добавил глава корпорации развития промышленности и предпринимательства.

Юлия Алферова считает, что опыт работы по предпринимательской инициативе Ульяновской области необходимо распространять на другие регионы.

Господин Гайнетдинов считает, что главная задача форума — это коммуникации по всем направлениям и во всех смыслах: «Один интернет в отношениях бизнеса с партнерами, властью, надзорными органами и финансистами не поможет. Только личное общение и очная обратная связь помогают найти прорывы и понимание. Сюда пришли 80% всех глав муниципалитетов, и значит, налажена еще одна важнейшая коммуникация».

Вся лента