Несносный карточный домик
Господдержка не меняется
В 2018 году в российском машиностроении могли резко измениться правила игры. Объявленная вице-премьером Дмитрием Козаком реформа господдержки исходно выглядела радикальной — одним махом стереть прежнюю систему и построить новую на единых прозрачных принципах. Но попытка уйти от точечной ручной настройки субсидирования, легко позволявшей создавать неравные условия для игроков, столкнулась с сопротивлением и других чиновников, и участников рынка. В итоге реформа потеряла стройные очертания, обросла компромиссами и особыми условиями для наиболее активных лоббистов. Система воспроизвела сама себя.
Переизбрание президента, переназначение премьера, «косметические» изменения в правительстве — ничто в 2018 году не предвещало для промышленности серьезных реформ. Однако замена профильного вице-премьера, Аркадия Дворковича на Дмитрия Козака неожиданно вышла за пределы формальностей. Последний решил «обнулить» действующую систему субсидирования и построить новую, ориентированную на увеличение экспорта.
Хозяйство, полученное в наследство Дмитрием Козаком, представляло собой детализированную и точечную систему господдержки, формировавшуюся годами. Субсидии были «заточены» под подотрасли, сектора и даже, по сути, отдельные компании (например, скидкой на перевозку автомобилей с Дальнего Востока традиционно пользовалась лишь Mazda-Sollers). Пиком детализации стали специнвестконтракты (СПИК), дававшие долгосрочные налоговые льготы в обмен на инвестиции. И условия, и даже прессинг переговоров по ним были сугубо индивидуальны для каждой компании. При этом в системе отчетливо отдавалось предпочтение отечественным производителям. Они же были непременными прямыми участниками подготовки всей нормативной базы, иногда непосредственно авторами тех или иных актов.
Ситуацию усугубила позиция прежнего вице-премьера — как говорят чиновники и участники рынка, в последние годы Аркадий Дворкович не демонстрировал желания активно влиять на правила игры в подведомственных отраслях, отдавая карт-бланш министрам.
Именно это Дмитрий Козак решил изменить в первую очередь: главе Минпромторга Денису Мантурову дали понять, что решать вопросы в обход вице-премьера больше не следует. А спустя пару месяцев и нескольких визитов иностранных инвесторов с жалобами господин Козак просто начал блокировать все, что вызывало у него вопросы. Замораживались переговоры по СПИК, ряд инициатив Минпромторга (в частности, новая методика оценки локализации в автопроме).
Сопротивление не заставило себя ждать. Министерство не только само включилось в аппаратную борьбу, но и подняло в штыки российских игроков: они писали первому вице-премьеру Антону Силуанову, помощнику президента Андрею Белоусову, иногда сразу напрямую Владимиру Путину. Кроме профильных игроков подключились участники финансового рынка, которые также участвовали в схемах распределения субсидий и в ряде случаев, как, например, в лизинге, были их прямыми бенефициарами.
Публично это выглядело как некий аналог итальянской забастовки: Минпромторг максимально формально исполнял поручения вице-премьера, временами доводя ситуацию до абсурда и провоцируя острую реакцию участников рынка. Именно так произошло с промсубсидиями. Через них российскому автопрому традиционно компенсируют утильсбор, который платят все, в том числе иностранцы. Во исполнение указаний вице-премьера Минпромторг выразил готовность распространить субсидии на весь рынок, что предсказуемо возмутило российские автоконцерны, заговорившие о рисках «прихода китайцев с гаражным производством». Министерство готовило заведомо сырые документы, «спускало на тормозах» конфликты, предоставляя мятежному новичку самому урегулировать ситуации.
Тактика оказалась эффективной. Еще в ноябре источники “Ъ” в промышленности допускали, что «снести» систему и формально ввести новую удастся, но она долго не продержится и в течение полугода начнет дрейфовать в сторону прежней. Однако все произошло еще быстрее, на стадии подготовки исходных документов по реформе. Дмитрий Козак пошел на уступки и теперь готов обсуждать, какие отраслевые субсидии будут сохранены, а какие отменены, сохранить СПИК как ключевой инструмент Минпромторга. Разрушить систему точечной организации господдержки не удалось, а изменения в правилах игры при распределении субсидий окажутся, видимо, тоже «косметическими».