Россияне разыгрались
Продажи игровых приставок вышли на докризисный уровень
Отечественные продавцы электроники ждут, что по итогам 2018 года продажи игровых консолей в России превысят 12 млрд руб., что может оказаться больше показателя докризисного 2014 года. Положительное влияние на рынок могло оказать в том числе увеличение среднего возраста игрока, который приблизился к 30 годам: самые популярные игровые релизы этого года были выпущены для совершеннолетних геймеров.
Согласно данным «М.Видео-Эльдорадо», общие продажи игровых консолей в России за девять месяцев 2018 года составили 6,8 млрд руб. Это больше, чем за аналогичный период 2014 года — 5,7 млрд руб. В последующие кризисные годы продажи падали: так, в январе–сентябре 2016 года они составили 3,8 млрд руб. По итогам всего 2018 года «М.Видео-Эльдорадо» ожидает, что продажи консолей составят 12 млрд руб. Согласно подсчетам ритейлера, около 70% продаж приходится на Sony PlayStation 4, при этом в текущем году удвоился спрос на Nintendo Switch.
С прогнозами «М.Видео-Эльдорадо» согласны в «Infoline-Аналитике». В объединенной компании «Связной» и «Евросеть», в свою очередь, рассчитывают, что общий объем продаж консолей за год будет несколько больше — 12,7 млрд руб. У «М.Видео-Эльдорадо», по данным «Infoline-Аналитики», самая большая доля на российском рынке игровых консолей — более 50%. На втором месте находится ГК DNS (свыше 25%), на третьем — «Ситилинк» (менее 10%).
В компании «Связной» и «Евросеть» ожидают, что в натуральном выражении количество проданных приставок в 2018 году вырастет на 33%, до 629 тыс. штук. В «М.Видео-Эльдорадо» обращают внимание на увеличение интернет-продаж: каждая четвертая консоль приобретается онлайн. Аналогичную тенденцию заметили и в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). «Это в том числе оказывает положительное влияние на продажи»,— говорит директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. Сегодня, по его мнению, люди все больше хотят развлечений: «Современные игры становятся все реалистичнее, для них требуются более мощные устройства, и люди готовы за это платить».
Руководитель проекта «Игры@Mail.Ru» Александр Кузьменко отмечает, что выросло поколение людей, которые покупают игровую приставку вместо компьютера. «Раньше покупали компьютер для занятий, работы и для игр. Сегодня только игровая карта может стоить 100 тыс. руб., а приставка с уже нужной игрой — 30–35 тыс. руб. То есть игровой компьютер — достаточно дорогая история»,— рассуждает господин Кузьменко. О конкуренции между игровыми приставками и компьютерами говорит и вице-президент по продажам сети «Связной» и «Евросеть» Давид Борзилов: «Компьютеры среди геймеров остаются более предпочтительными, но из года в год появляется большее количество игр, в которые можно и удобнее играть только на приставках. Этим и объясняется рост продаж этой категории товаров».
Глава департамента «Развлечения и фото/видео» «М.Видео-Эльдорадо» Олег Резников отмечает, что рост рынка консолей связан с интересом к более дорогим моделям последнего поколения, распространением технологии VR и растущей доступностью 4К-телевизоров. Господин Кузьменко добавляет, что если раньше консоли выходили раз в четыре-пять лет, то теперь — раз в полтора года. По его мнению, на увеличение продаж положительно влияет и то, что средний возраст российского игрока приближается к 30 годам. «Большинство самых значимых игр в этом году имеют возрастной ценз 18+»,— указывает он. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, впрочем, считает, что рост продаж связан с восстановлением покупательской активности в сегменте потребительской электроники в целом, а также с агрессивным маркетингом производителей и ритейлеров.
В «М.Видео-Эльдорадо» в этом году зафиксировали также рост продаж самих игр для консолей: к прошлому году они увеличились на 19%. Самыми популярными играми в 2018 году стали «FIFA 18», «God of War», «Detroit: Стать человеком», «Одни из нас. Обновленная версия» и «UFC 3».