«Газпром» сторговался с областными дорожниками
За разбитые трассы монополист заплатит на полмиллиарда рублей меньше, чем просили
Ленинградская область рассчитывает получить более 1 млрд рублей от «Газпром Инвест» (дочерняя структура ПАО «Газпром») на ремонт дорог, разбитых большегрузным транспортом при строительстве магистральных газоводов. Ранее дорожники Ленобласти оценивали ущерб в 1,5 млрд рублей, но после согласования всех нюансов, которое заняло около двух лет, власти и бизнес сошлись на меньшей сумме. По мнению экспертов, такой опыт можно назвать успешным, но с перегрузом региональных трасс можно бороться и другими методами.
Более 1 млрд рублей на обслуживание и ремонт дорог в десяти районах Ленинградской области рассчитывает получить дорожный фонд региона от компании "Газпром Инвест". Соглашение об этом было подписано губернатором области Александром Дрозденко и дочерней компанией "Газпрома".
В документе составлен перечень региональных дорог, задействованных при строительстве магистральных газопроводов. По этим дорогам был разрешен провоз негабаритных грузов, трассы использовались для организации строительных площадок, а также создания технологических съездов. Речь идет о восстановлении дорог, задействованных для строительства объектов в составе стройки "Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ Северо-Западного региона, участок Грязовец — КС Славянская" и в составе стройки "Лупинги газопровода Грязовец — Выборг с целью замыкания второй нитки на участке Грязовец — Волхов". Размер компенсации составляет 1,056 млрд рублей. Планируется, что эти средства будут перечислены в дорожный фонд в начале 2019 года.
"По нашим расчетам, в общей сложности ремонту подлежат около 1,5 тыс. км региональных трасс. Масштабные ремонты начнутся в следующем году, заказчиком работ будет выступать "Ленавтодор". Мы надеемся на дальнейшее конструктивное сотрудничество с газовиками",— заявил глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
Так, соглашением предусмотрено восстановление покрытия областных дорог в десяти муниципальных районах Ленобласти: Бокситогорском, Волховском, Волосовском, Гатчинском, Киришском, Кингисеппском, Лужском, Сланцевском, Тосненском и Тихвинском.
"Мы будем продолжать практику компенсационных договоров, так как это один из способов пополнить дорожный фонд и, как следствие, увеличить ежегодное количество ремонтируемых дорог",— добавил Юрий Запалатский.
Как ранее сообщал "Ъ", в октябре 2018 года областной дорожный комитет повторно обратился в ПАО "Газпром", чьи дочерние компании выступают заказчиками прокладывания газовых магистралей, с напоминанием о необходимости определить размер компенсации ущерба, нанесенного региональным дорогам. По словам властей, со стороны газового монополиста несколько раз были обещания перечислить средства на ремонт трасс, но соответствующее компенсационное соглашение так и не было подписано. Чиновники грозились перейти к радикальным мерам решения проблем, но не уточнили каким конкретно (см. "Ъ" от 10.10.2018).
Тогда в "Газпром Инвест" не смогли ответить на вопрос, чем вызваны причины задержки подписания компенсационного соглашения. Но, по сведениям "Ъ", речь шла о технических моментах в составлении текста документа. В начале декабря 2018 года "дочка" "Газпрома" предоставила в дорожный комитет Ленобласти проект соглашения, в котором прописала сумму более 1 млрд рублей, которую монополисты готовы перечислить в дорожный фонд.
К моменту сдачи номера "Газпром Инвест" также не смог прокомментировать, с чем связана задержка подписания соглашения и пересмотр суммы компенсационных выплат.
В дорожном комитете региона корреспонденту "Ъ" пояснили, что сумма в 1 млрд рублей была определена после работы специальной экспертной комиссии, куда вошли представители обеих сторон. Ожидается, что, как только средства поступят в дорожный фонд, будут объявлены конкурсы на ремонт дорожного полотна в муниципалитетах, заказчиком выступит "Ленавтодор".
"Думаю, что это позитивная практика, когда крупный бизнес, использующий перевоз негабаритных грузов, возмещает ущерб, нанесенный дорогам,— говорит эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.— Ведь дорожное полотно в регионе разрушается именно из-за перегрузов, с которыми нужно как-то бороться".
По словам господина Валдина, введение пунктов весогабаритного контроля, которое запланировано в области в 2019 году, поможет решить эту проблему, но без учета нюансов.
"Нужно понимать, что односкатные машины, которые используют строители для перевозки леса, камней, из-за конструкции прицепа разбивают дороги в большей степени, и не только асфальтовые, но и грунтовые. Будет ли это учитываться в будущем? То, что власти хотят использовать практику компенсационных соглашений в дальнейшем, тоже неплохо, но с кем их заключать? Со строительными компаниями? Они вряд ли на это пойдут: сегодня такие фирмы есть на рынке региона, а завтра их нет. Думаю, опыт с "Газпромом" в этой части можно назвать уникальным и он, скорее всего, не повторится",— заключает эксперт.