Автомобиль «скорой помощи» превратили в такси
Как устроен рынок таких перевозок в Москве
В соцсетях вновь обсуждают случай использования машины «скорой помощи» в качестве такси. На кадрах, опубликованных в сообществе «Синие ведерки», мужчина в сопровождении охраны быстро выходит из офисного здания, садится в автомобиль медицинской службы и уезжает. В комментариях к видеоролику пользователи отмечают, что неизвестный – некий бизнесмен, который регулярно использует карету скорой помощи, чтобы избежать пробок.
Как это возможно? И насколько доступна такая опция? Разбирался Владислав Викторов.
На кадрах, которые опубликовало движение «Синие ведерки», показан ничем не примечательный автомобиль «скорой помощи». У входа в офис стоит мужчина, он внимательно оглядывается по сторонам, затем из стеклянных дверей выбегают еще несколько человек, они быстро садятся в «скорую» и уезжают.
По информации «Синих ведерок», автомобиль со спецсигналом работает под лицензией коммерческой скорой некой компании, но по назначению никогда не использовался. И такие случаи — не редкость для Москвы, говорит координатор движения Дмитрий Зворыкин. По его словам, в столице десятки компаний, которые предоставляют в качестве такси машины с мигалками: «Такой бизнес действительно существует уже много лет. Есть коммерческие автомобили "скорой помощи", которые выглядят, как государственные, и даже имеют спецсигналы похожие на государственные мигалки. Они пользуются приоритетом на дороге и имеют различные коммерческие оценки. Когда я с этим столкнулся, кажется, в начале 2010 годов, то слышал базовую ставку в 5 тыс. руб., потом в 10 тыс. Если вам нужно такое "такси", то на небольшие расстояния его можно заказать где-то от 15 тыс. руб., и около 20 тыс. стоит поездка в аэропорт».
В интернете есть множество форумов, где пользователи рассказывают, что заказать машину «скорой помощи» вместо такси можно без особых трудностей. Достаточно просто позвонить в диспетчерскую частной клиники или договориться лично с водителем. «Коммерсантъ FM» попытался связаться с несколькими медучреждениями, и в каждом из них ответили жестким отказом. Сотрудник одной из клиник был так возмущен звонком, что в очень грубой форме попросил больше не звонить: «Мы не служба такси!».
Тем не менее, такие предложения часто поступают напрямую водителям. По словам председателя независимого профсоюза работников скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрия Белякова, он сам сталкивался с этим. Но заниматься извозом непросто, так как машины отслеживаются диспетчером, подчеркивает эксперт: «У меня очень давно было предложение со стороны, типа: "Молодой человек, а не отвезете ли вы нас?", — от которого я категорически отказался. Любые передвижения автомобилей фиксируются системой ГЛОНАСС, и все машины видны на экранах диспетчеров.
Ее можно использовать каким-то другим образом, только если на это есть официальное разрешение руководства .
Если это была коммерческая скорая, соответственно, все вопросы к главному врачу».
В Сети множество видеороликов, на которых машины «скорой помощи» используются вовсе не для перевозки больных. Судя по ним, автомобиль со спецсигналом можно арендовать для перевозки, например, мебели. Цена вопроса по Москве в районе 8 тыс. руб. По правилам, привлечь к ответственности водителя можно, только если в момент поездки работали звуковые сигналы. Тогда штраф составит 5 тыс. руб.
Чтобы не было соблазнов использовать «скорую» как такси, достаточно ужесточить наказание за это, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Когда вы имеете какое-то преимущество по отношению к другим, всегда есть большой соблазн использовать его в корыстных целях. Собственно говоря, почему нет, особенно когда это все бесконтрольно происходит? Здесь нужно действовать только путем жесткого наказания. Запретить "скорой помощи" использовать спецсигнал вообще нельзя.
Поэтому единственный вариант — созывать обстановку общественной нетерпимости вокруг происходящего и наказывать вплоть до отлучения от профессии и лишения прав.
Нужно наказывать руководителей организаций, в которых такого рода действия совершаются».
Тем не менее, пока никакой жесткой ответственности за это не предусмотрено. Так что, похоже, шанс прокатиться на «скорой» остается. Правда, автомобилисты говорят, что после таких историй еще несколько раз подумают, прежде чем уступить такой машине дорогу.
Впрочем, у использования «скорой помощи» вместо такси есть и минусы. В августе Сергей Собянин сообщил, что в столице обычное такси приезжает на вызов в среднем всего за пять минут. Это в два раза быстрее, чем машины «скорой помощи».