Электронные учебники без текста и картинок
Эксперты считают проект цифровизации средней школы проблемным
Несмотря на то что цели нацпроекта по образованию, в том числе вхождение РФ в топ-10 стран по качеству школьного образования, достижимы, перспективы его реализации в самой отрасли вызывают сомнения, констатируется в докладе Центра общественно-политических проектов (ЦОПП). Эксперты считают рассогласованными нацпроекты по образованию и цифровой экономике, указывают на проблемы, вызванные разделением профильного министерства, на монополизацию рынка учебников. Особенно неочевидной выглядит ситуация с цифровизацией среднего образования, концепции которой у государства нет.
Работа ЦОПП «Формирование современной образовательной среды и рынок учебной литературы в контексте реализации Национального проекта "Образование" в 2018–2024 годы» является результатом экспертного опроса 45 специалистов университетов (ВШЭ, РАНХиГС, МГУ), Российской академии образования и РАН, школ, АСИ, профильных ассоциаций, книгоиздательств, которые представили свой взгляд на процессы в сфере среднего образования, связанные с подготовкой нацпроектов. Напомним, в рамках нацпроекта «Образование» поставлена задача вывести РФ в топ-10 стран по качеству школьного образования, основными инструментами реализации до 2024 года избраны дополнительные госинвестиции в школьную инфраструктуру, переподготовка учителей и цифровизация школ.
Несмотря на то что «школьная» часть нацпроекта, по крайней мере в правительстве, считается благополучной, эксперты с этим скорее не согласны. Цель топ-10 считается ими вполне достижимой, в том числе в силу того, что по части позиций Россия уже сейчас входит в этот список,— скорее эксперты видят возможной потерю этих позиций в случае, если базовые проблемы не будут решены. Одной из основных они видят нынешнюю концептуальную пустоту идеи ускоренной цифровизации среднего образования: по их мнению, какой-либо общей идеи у правительства и в рабочих версиях нацпроекта нет.
Риски рассинхронизации цифрового и образовательного нацпроектов, как и риски, связанные с выделением из Минобрнауки профильного Минпросвещения и сдвигов сроков реализации ведомственных программ, в работе ЦОПП обсуждаются, но не считаются ключевыми. Наиболее важными эксперты считают проблемы обновления содержания образования и стандартов образования (ФГОС, сейчас реализуется второе поколение стандарта), подготовки кадров, системы оценки качества образования (так, часть экспертов считают идею механического переноса стандартов PISA в Россию нерациональной и предлагают создание национальной системы оценки качества образования) и, собственно, цифровизации средней школы.
Основная проблема цифровизации — нет общей идеи ее реализации и адекватного механизма гармонизации с другими процессами, в том числе с доработкой ФГОС (идея нового ФГОС-3 большинством экспертов ЦОПП не поддерживается). Инвестиции издательств в цифровизацию образования, напоминают эксперты, сами игроки считают высокорисковыми, к тому же фактическая монополия издательства «Просвещение» (около 72% рынка) создает дополнительные риски дефицита частных инвестиций в этот процесс. На рынке цифровых технологий среднего образования сейчас наиболее известны проекты «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ), платформа LECTA корпорации «Российский учебник», «Яндекс.Учебник», «Мобильное электронное образование», белорусская образовательная платформа Effor.by. Ориентацию Минпросвещения на проекты РЭШ и МЭШ часть экспертов критикует, при этом большинство настаивает на сохранении и в цифре, и в «бумаге» права школ свободного выбора учебников.
Наконец, планы государства создать три цифровые образовательные платформы экспертами критикуются — как и отсутствие финансовой модели привлечения инвестиций в цифровизацию образования в рамках ЧГП (возможно, для этого нужны будут госгарантии издательствам), и закрытый характер обсуждения вопросов в этой сфере. Главная угроза, исходя из доклада ЦОПП,— в создающейся среде велика вероятность того, что преимущества РФ в этой сфере (в первую очередь высокий интерес общества к цифровизации) с таким темпом и характером обсуждений цифровой реформы школы будут утрачены.