Домодедово без полосы
Подрядчик новой ВПП освоил только 32% от контрактов
Администрация аэропорта Домодедово расторгла контракты с АО «Строительное управление №1» (СУ-1) на создание новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) спустя четыре с половиной года после начала работ. Введение конкурсного производства в отношении подрядчика в ноябре не оставило шансов на исполнение контрактов на 15 млрд руб. Заказчик ВПП требует от подрядчика вернуть 3,6 млрд руб. неосвоенных авансов, а новый исполнитель будет определен лишь в начале 2019 года. Сроки окончания строительства не ясны.
ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД, подведомственно Росавиации) расторгло контракты с подмосковным АО СУ-1 на строительство взлетно-посадочной полосы и перронов в рамках создания второй летной зоны аэропорта, рассказал представитель Росавиации. По его словам, договоры официально расторгнуты с 10 декабря. ФГУП проведет тендеры и выберет нового подрядчика по работам в начале 2019 года. В ведомстве не раскрывают сроки завершения строительства.
Решение о строительстве новой ВПП в Домодедово из-за плохого состояния действующей второй полосы. По окончании строительства новая ВПП получит название второй, а ныне действующую вторую полосу превратят в рулежную дорожку.
По данным портала госзакупок, общая стоимость контрактов СУ-1 в Домодедово составляет 15 млрд руб. Строительство самой полосы и рулежных дорожек оценено в 2 млрд руб., еще 13 млрд руб. предназначены на строительство перронов и монтаж оборудования. ФГУП заключило с подрядчиком контракты в июле 2014 года.
Предполагалось, что полоса и перроны будут готовы к концу 2016 году, но потом срок сдачи перенесли на июнь 2018 года, к началу чемпионата мира по футболу. Подрядчик не справился и с этими сроками. Летом в отношении СУ-1 введено внешнее наблюдение, и, по данным картотеки арбитражного суда, компания объявлена банкротом 23 ноября, в отношении нее введено конкурсное производство. На 17 сентября (первое собрание кредиторов) задолженность СУ-1 составила 16,6 млрд руб., конкурсное производство завершится в мае 2019 года.
В группе DME (оператор аэропорта) отмечают, что проекты по расширению терминальной инфраструктуры выполнены: новый терминал начал работу в июне, накануне ЧМ-2018. «Мы рассчитываем, что Росавиация завершит строительство ВПП и аэродромной инфраструктуры с учетом новых обстоятельств, связанных со сменой подрядчика»,— говорят в компании.
Из информации госзакупок следует, что контракты на строительство новой (третьей) ВПП и перронов в Домодедово исполнены только на 32%. Новый подрядчик должен будет освоить около 9,5 млрд руб. по обоим контрактам. По первом контракту не освоено 644,4 млн руб., по второму — 5,3 млрд руб., СУ-1 также не освоило авансы в 555,8 млн руб. по первому контакту и 3 млрд руб. по второму. ФГУП требует от подрядчика вернуть неосвоенный аванс в размере 731 млн руб. по обоим контрактам. По данным “Ъ”, Росавиация будет обращаться в Минфин за индексацией стоимости строительства инфраструктуры. В Минфине переадресовали вопросы “Ъ” к Минтрансу, там не ответили на вопросы “Ъ”. Связаться с представителем СУ-1 не удалось.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что действующая вторая ВПП Домодедово в последний раз проходила реконструкцию более 20 лет назад и сегодня используется, как правило, в периоды пиковых нагрузок на аэропорт. Вариант, при котором Домодедово останется с одной полосой из-за несвоевременного ввода новой ВПП, по словам эксперта, маловероятен.