Приморью раздали решающие обещания
У Олега Кожемяко избиратели просят невозможного
16 декабря в Приморье пройдут повторные губернаторские выборы. Они были назначены после того, как в конце сентября итоги предыдущих выборов главы края были отменены. Оппоненты врио губернатора Олега Кожемяко стараются его не критиковать, но электоральная ситуация в регионе для кандидата от власти не самая простая. Главная интрига состоит в том, сможет ли Олег Кожемяко победить в первом туре. Многое будет зависеть от явки на выборы — придут ли на участки оппозиционно настроенные избиратели.
В актовом зале Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра его сотрудники ждут встречи с врио главы Приморья Олегом Кожемяко. Сидящие в конце зала женщины говорят о том, что сходить в кафе стоит на двоих 3 тыс. рублей и откуда взять такие деньги, непонятно. Вот и пришедший Олег Кожемяко сразу предлагает «переговорить» о том, «как мы все тут живем». Он подчеркивает, что власть должна «заниматься социальными проблемами», а не «какими-то большими проектами — они развиваются без нас, крупные стройки идут благодаря инвесторам и политикам». «Полет власти в высоты отрывает ее от реальных дел, и появляется социальная яма, в которой мы оказались»,— говорит врио, но зал никак не реагирует.
По словам Олега Кожемяко, в Приморье наименьшее количество врачей на душу населения по сравнению со всем Дальним Востоком: «Соответственно, заболеваемость самая высокая, и что хуже — летальных случаев больше всех». Дальше он подробнейшим образом рассказывает про разработанную систему привлечения врачей — это и «подъемные», и компенсация за наем жилья, и льготы на услуги ЖКХ. Так же детально Олег Кожемяко говорит о принятых решениях в сфере образования — в два раза увеличили финансирование на питание в школах, ввели бесплатное питание для детей из многодетных и малообеспеченных семей, начали выдавать учащимся молоко в маленьких тетрапакетах. Последнее господин Кожемяко практиковал, еще будучи губернатором Сахалина, но молоко привозилось туда из Амурской области, что возмущало жителей острова (см. “Ъ” от 10 сентября 2015 года).
Рассказал Олег Кожемяко и про то, как он поднял базовые оклады учителям, увеличил финансирование детских садов с тем, чтобы «добровольные поборы» с родителей закончились, добавил денег на благоустройство территорий и ремонт дорог, продолжает разбираться с проблемами дольщиков. Он изо всех сил доказывал сидящим в зале людям, что у предыдущих властей Приморья все эти проблемы «были на втором плане», а у него — «в случае оказания доверия» — будут на первом.
Участники встречи просили у врио практически невозможного. Председатель профкома научного центра рассказала врио губернатора о сложностях «со стоматологическим обслуживанием»: бесплатные медицинские услуги можно получать только в восьми государственных поликлиниках, но перечень услуг там «очень скудный». Она попросила господина Кожемяко «каким-то образом включить в полис ОМС частные клиники». По залу прокатился легкий ропот — ее коллеги явно понимали, что задача нереализуема. Но Олег Кожемяко сказал женщине, что она «совершенно права»: «В том смысле, что если мы не можем на данном этапе оказать услугу, то нужно ввести какой-то переходный этап». Врио обещал «уделить внимание этой проблеме». А потом вспомнил, что во время его губернаторства на других территориях старшее поколение и дети войны имели право не только на бесплатные стоматологические услуги, но и на фарфоровое протезирование.
На подведении итогов конкурса «1000 дворов» Олег Кожемяко объяснял, что перенос столицы Дальнего Востока из Хабаровска — «важно и нужно». Как и предполагал “Ъ” 10 декабря, вчера Владимир Путин подписал указ о переносе столицы федерального округа во Владивосток, о чем президента просил господин Кожемяко. «Это и дополнительное финансирование из федерального бюджета на столичные функции, и дополнительное финансирование из краевого бюджета. Мы должны сделать все, чтобы быть действительно столичным городом»,— заявил врио губернатора.
При этом, последняя социология показала, что проголосовать за господина Кожемяко готовы чуть больше людей, чем необходимо для победы в первом туре. «Социология делалась и в первые выборы (в сентябре.— “Ъ”), причем в динамике, она показывала одно, а в итоге все получили другое»,— говорит кандидат от ЛДПР, депутат Госдумы Андрей Андрейченко. Из всех участников кампании только он участвовал в губернаторских выборах в сентябре. Тогда он стал четвертым с 9,27% голосов. Но с тех пор выросла узнаваемость, возражает Андрей Андрейченко. По его словам, на встречи стало приходить гораздо больше людей. На замечание “Ъ” о том, что узнаваемость и активность людей на встречах не равна их желанию проголосовать за кандидата, господин Андрейченко говорит: «Люди меня знают, я нормальный, и поэтому проголосуют за меня». Кандидат считает, что еще ему помогут искренние ответы на вопросы в соцсетях и на встречах, а также напоминание избирателям, что он голосовал против пенсионной реформы. Оппонентов — прежде всего врио губернатора — господин Андрейченко не критикует, потому что не считает это правильным. В его штабе говорят, что у них «много разной фактуры про каждого кандидата», но «выиграть на эмоциях, что-то пообещать» — не хочется, «нужно больше позитива».
В отличие от Андрея Андрейченко, кандидат от партии «За женщин России» депутат гордумы Владивостока Роза Чемерис честно признает, что, согласно социологии, она лишь «второй протестный кандидат». На вопрос “Ъ” о причинах выдвижения в губернаторы она говорит: «Моя предвыборная программа создана вместе с жителями Приморья. Тезисы я разместила в своем Facebook, и за несколько недель пришло более 437 предложений. Получившуюся программу необходимо представить избранному губернатору. Если моя функция сейчас в этом, то я с радостью ее выполню, потому что стать мостиком между людьми и властью крайне важно». Госпожа Чемерис считает, что «сейчас наступило время, когда женский голос в политике начинает звучать более ярко и выразительно»: «Поэтому это мое время тоже».
Участвующий в выборах как эксперт политтехнолог Андрей Колядин вспоминает, что изначально в губернаторы выдвинулось более двадцати человек: «Не было кандидатов только от партии котов и детей». Оппонентов Олега Кожемяко изучали в зависимости от того, как должна была развиваться ситуация вокруг кандидата от КПРФ Андрея Ищенко, говорит другой работающий в регионе технолог. По официальным данным, господин Ищенко проиграл во втором туре сентябрьских выборов 1,5% голосов врио главы Приморья Андрею Тарасенко, но коммунисты уверены, что их кандидат выиграл. После того как компартия отказалась повторно выдвигать господина Ищенко, стало понятно, что задачи «оттянуть у него голоса нет, поэтому нужно подбирать таких оппонентов Олегу Кожемяко, которые не оттянут голоса уже у него», говорит собеседник “Ъ”. В этом одна из причин снятия с выборов кандидата от партии «Патриоты России», бывшего вице-губернатора Игоря Степаненко. «Социология показала, что он находится на поле Кожемяко»,— отмечает Андрей Колядин. Но основной причиной, по его словам, стало нежелание самого кандидата быть третьим в гонке. Роза Чемерис утверждает, что ее электорат с электоратом Олега Кожемяко не пересекается: «У Олега Кожемяко — женщины за 40, которые чаще всего и ходят на выборы, а у меня — женщины до 40, мои ровесницы, которые самостоятельно трудятся, делают карьеру, мамы или незамужние женщины, а также молодые и средних лет мужчины».
Однако даже без жесткой критики оппонентов ситуация у Олега Кожемяко не самая простая. По словам Андрея Колядина, «его бьют тем, что он якобы общался с криминалом, но иначе бизнес в Приморье 90-х, как и в большинстве регионов России, тогда нельзя было вести». Другой технолог говорит, что на позиции врио главы Приморья повлияли сообщения на старте кампании о том, как он якобы «развалил Сахалин»,— за ними стоял сахалинский оппонент врио губернатора из рыбопромышленной отрасли. Также, по его словам, «люди в целом на власть обижены, а Кожемяко — тоже власть, поэтому их недовольство на него проецируется». Оппозиционные настроения у избирателей сохранились, подтверждает Роза Чемерис: «Вы приходите на встрече общаться с людьми, пытаетесь им рассказать о том, что хотите сделать, а они говорят: "Знаете что…" — и начинают перечислять вам все то, что происходит в их жизни последние пять лет». Поэтому, говорит один из технологов, команда Кожемяко заинтересована в «сушке явки» — чтобы критики власти на выборы не пришли. Но у власти могут возникнуть сложности и с традиционными способами мобилизации ее электората. При этом Роза Чемерис считает, что «форма выражения протеста изменилась — люди размышляют, стоит ли идти на выборы, ведь свое крайнее недовольство они уже выразили в сентябре».