Российский биатлон взяли под австрийский прицел
Отечественных спортсменов подозревают в допинговых манипуляциях на чемпионате мира
В российском биатлоне, возможно, разразился новый допинговый кризис. В четверг стало известно о том, что перед вторым этапом Кубка мира, который стартовал в австрийском Хохфильцене, представители правоохранительных органов Австрии побывали в расположении сборной России, а Центральная прокуратура по противодействию экономическим преступлениям и коррупции ведет расследование в отношении десяти ее членов, в том числе пяти спортсменов, подозревающихся в «мошенничестве, связанном с допингом». Среди фигурантов, скорее всего, нынешний лидер отечественной команды Александр Логинов и ее главная звезда — пропускающий начало сезона Антон Шипулин. Австрийское ЧП — далеко не первый в этом году случай, когда у правоохранительных и антидопинговых структур возникают вопросы к и так очень сильно пострадавшему из-за допинга российскому биатлону.
О том, что австрийские полицейские нагрянули в расположение сборной России накануне второго этапа Кубка мира (он стартовал в четверг женской спринтерской гонкой), первым сообщил известный телекомментатор Дмитрий Губерниев. Он также представил список тех ее представителей, которые, по его словам, подозреваются в нарушениях антидопинговых правил: в Австрии они могут быть приравнены к уголовному преступлению. Эти нарушения, вероятно, произошли на чемпионате мира в Хохфильцене в феврале 2017 года.
В списке фигурируют десять человек:
- бывший главный тренер сборной Александр Касперович,
- врачи Артем Крынцилов и Евгений Шутов,
- массажисты Александр Селявкин и Дмитрий Топычканов,
- а также пять спортсменов.
Все фамилии биатлонистов хорошо известны поклонникам вида. В перечень попали одна из ключевых спортсменок нынешнего российского состава Ирина Старых, чемпион сочинской Олимпиады 2014 года в эстафете Алексей Волков, ее бронзовый призер в индивидуальной гонке Евгений Гараничев. А наиболее заметными персонами из списка являются Антон Шипулин и Александр Логинов. Пропускающий начало текущего сезона Шипулин, также участвовавший в «золотой» сочинской эстафете и приведший к победе эстафетную четверку на первенстве в Хохфильцене,— безусловно, ярчайшая звезда российского биатлона нынешнего десятилетия. А Логинов, уже успевший, как и Ирина Старых, отбыть допинговую дисквалификацию — из-за проб, взятых в 2013 году и давших положительный результат на рекомбинантный эритропоэтин,— «замещает» Антона Шипулина в статусе фронтмена сборной России. На открывавшем розыгрыш Кубка мира этапе в словенской Поклюке он выиграл две бронзовые награды.
В четверг Центральная прокуратура по противодействию экономическим преступлениям и коррупции Австрии обнародовала заявление, в котором сказано, что она ведет расследование в отношении пяти спортсменов из сборной России и пяти «официальных лиц».
В случае со спортсменами речь идет о «тяжком мошенничестве в связи с допингом», в случае с персоналом команды — об «использовании запрещенных препаратов и методов».
Не предоставив никаких деталей, рассказывающих о ходе следствия, ведомство ограничилось уточнением насчет того, что пока не проводило формальных обысков и допросов его фигурантов.
Международный союз биатлонистов (IBU) также не раскрыл детали случившегося. А Союз биатлонистов России (СБР) посвятил ЧП заявление, в котором лишь подтвердил, что «вечером 12 декабря в расположение национальной сборной команды, приехавшей в Австрию для выступления на этапе Кубка мира, прибыли представители полиции Австрийской Республики» и «провели опрос ряда российских спортсменов и специалистов»: «Вопросы касались возможных нарушений антидопинговых правил, допущенных в период чемпионата мира 2017 года, который проходил в Хохфильцене». В заявлении говорится о том, что президент СБР Владимир Драчев «уже связался» с посольством РФ в Австрии, а «сотрудники и специалисты посольства оказывают всю необходимую помощь спортсменам и специалистам сборной команды». Кроме того, СБР заверил, что его руководство «внимательно следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с тренерским штабом сборной», «Владимир Драчев прибудет в расположение команды для личного контроля ситуации и хода разбирательств», а «сборная России продолжит свои выступления на Кубке мира, Кубке IBU и других международных турнирах».
Российская сторона в четверг была склонна ставить под сомнение обоснованность подозрений со стороны австрийских следственных органов. Министр спорта РФ Павел Колобков напомнил, что за почти два года, прошедших после мирового первенства в Хохфильцене, «ни организаторы того чемпионата мира, ни соответствующие антидопинговые службы россиянам никаких претензий не предъявляли». «Все это время наши спортсмены безупречно проходили необходимые процедуры по допинг-контролю»,— добавил министр.
Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков признал, что «ситуация вызывает очень серьезное беспокойство». Как следует из его заявления, ОКР изучает «все аспекты этого дела» и «подготовил ряд официальных обращений, в том числе в МИД РФ и Национальный олимпийский комитет Австрии». При этом «давать оценку случившемуся пока преждевременно, остается еще очень много вопросов».
Главные же фигуранты расследования опубликовали крайне резкие комментарии в своих аккаунтах в Instagram. Александр Логинов написал, что, «видимо, для того, чтобы современному русскому спортсмену бегать, уже недостаточно сдавать допинг-тесты». Он уточнил, что его и, может быть, всех остальных спортсменов «обвиняют в каких-то махинациях с переливаниями крови и еще с чем-то». Логинов, приложивший к своему посту список успешно пройденных им в последнее время допинг-тестов (только в 2017 году их было 20), утверждает «на тысячу процентов», что то, в чем его обвиняют, «неправда».
Антон Шипулин, заметив, что у него «нет объяснения происходящему», рассказал, что «никогда в жизни не употреблял допинг» и «не нарушал антидопинговых правил». «Я крайне зол, что продолжается охота на ведьм, которая подрывает мое доверие как абсолютно "чистого" спортсмена не только к борьбе с допингом, но и к нашему виду спорта в целом. Любые обвинения, даже любые домыслы в свой адрес иначе как полным бредом я назвать не могу. Это абсолютно безосновательный бред, ничего, кроме возмущения, не вызывающий»,— резюмировал спортсмен.
А Александр Касперович, проясняя в интервью ТАСС ситуацию с Александром Логиновым, указал на то, что «его тестировали больше всех после того, как он начал выступать на международной арене после дисквалификации: между сборами, между соревнованиями, после стартов». Версию про «махинации с кровью» тренер вслед за Антоном Шипулиным охарактеризовал как «полный бред», поскольку в сборной России «никогда этим не занимались». А вспоминая хохфильценский чемпионат, говорил, что все члены российской команды — спортсмены, врачи, массажисты, тренеры — «были полностью доступны», а значит, «никаких махинаций быть не могло».
Какой бы ни была реакция российской стороны, невозможно не обратить внимание на то, что ЧП в Хохфильцене было очередным — пусть на данный момент самым громким — звеном в довольно плотной цепочке неприятных событий в жизни российского биатлона за минувший календарный год.
Этот вид вошел в число пострадавших из-за российского допингового кризиса, причем пострадал очень сильно. В конце прошлого года из-за зафиксированных ранее многочисленных допинговых нарушений в отечественном биатлоне, а также на основании данных из доклада независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена статус СБР был понижен до статуса так называемого временного члена IBU, а вопрос с восстановлением не решен до сих пор. Понижение предполагает ряд ограничений. Например, Россия, где биатлон входит в число наиболее востребованных у публики видов спорта, лишилась права голоса на конгрессе IBU, возможности выдвигать кандидатов на выборы в руководящие органы организации и претендовать на проведение международных стартов.
На Олимпиаду в Пхёнчхане Международный олимпийский комитет (МОК) допустил всего четырех российских биатлонистов, посчитав лишь их бэкграунд безупречным с точки зрения соблюдения антидопингового регламента, и не выписал приглашений никому из лидеров. В итоге сборная России ни в одной из гонок не боролась за медали, а на эстафеты у нее просто не набрался состав.
Негативно повлиял на репутацию России и скандал, разразившийся весной. Расследование, которое вели австрийские и норвежские правоохранительные органы вместе с Интерполом, вылилось в обыски в штаб-квартире IBU и предъявление обвинений президенту организации Андерсу Бессебергу, который был вынужден уйти в отставку. По версии следствия, глава структуры брал взятки, в том числе от российской стороны, за сокрытие допинговых случаев и преференции в борьбе за право принимать престижные международные соревнования.
В четверг главный тренер сборной России Анатолий Хованцев в интервью «Матч ТВ» предположил, что новое расследование могло быть инициировано как раз на базе добытой переписки Андерса Бессеберга и бывшего генерального секретаря IBU Николь Реш, из которой представители правоохранительных органов «поняли, что команда использовала допинг во время чемпионата и насыщение крови кислородом», хотя «однозначно этого не было». Наставник сборной также предупредил о возможности крайне серьезных последствий инцидента, по крайней мере, в ближайшей перспективе, даже при отсутствии надежных доказательств вины россиян. По его мнению, не исключено отстранение российских спортсменов «до выяснения обстоятельств, потому что открыто уголовное дело».
Наконец, в начале декабря IBU подтвердил информацию о том, что предъявил обвинения в нарушении антидопингового регламента в период с 2012 по 2015 год четырем российским биатлонистам — Евгению Устюгову, Светлане Слепцовой, Александру Печенкину и Александру Чернышеву. Слепцова — победительница Олимпиады в Ванкувере 2010 года в эстафете, а Устюгов выиграл в этой же дисциплине сочинскую Олимпиаду. Из-за его случая под угрозой оказалось первое место России в ее медальном зачете.