Сбербанк предпочитает «Спасибо» кэшбэку
Почему организация не планирует вводить систему возврата денег
Сбербанк не планирует вводить кэшбэк, но продолжит развивать программу «Спасибо», об этом в ходе прямой линии с сотрудниками рассказал Герман Греф. Он сообщил, что в данный момент у организации нет маркетинговых механизмов, позволяющих возвращать живые деньги клиентам без больших убытков для самого банка. Герман Греф также добавил, что сейчас на рынке много «не совсем честных продуктов», в том числе это касается выплат кэшбэка клиентам.
Возврат средств от покупок — это мощный маркетинговый инструмент, но кэшбэк не может превышать 2-3%, в противном случае получается, что банк просто платит клиенту деньги за лояльность, пояснила «Коммерсантъ FM» руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова: «Изначально кэшбэк был от вознаграждения платежных систем, которые те выплачивают банкам. То есть по факту платежные системы заинтересованы в большей эмиссии карт, соответственно, в большем количестве клиентов, пользующихся ими. Другой вопрос, что, может быть, уже не всегда эта модель, когда банк просто отдает клиенту часть вознаграждения от карточной платежной системы, работает в чистом виде. Вполне возможно, что банки уже начинали выплачивать клиентам что-то из собственных средств. Такая система кэшбэка из классического варианта превратилась в какие-то индивидуальные бонусные программы, потому что в чистом виде, конечно, не может быть кэшбэка в 12%, если брать в соотношении с вознаграждением платежных систем. Там действительно речь идет об 1-3%, то есть то, что банк может отдать от собственного вознаграждения клиенту».
Обычно банки рассматривают кэшбэк скорее как дополнительный бонус для клиента. И если компания отказывается выплачивать деньги по программе возврата средств, очень сложно заставить кредитную организацию сделать это, пояснил «Ъ FM» независимый банковский аналитик Антон Шабанов: «На самом деле, вопрос мошенничества в кэшбэке в принципе очень сложный, прежде всего, с юридической точки зрения.
Потому что кэшбэк — это, как правило, не какое-то обязательство банка, это его возможность дать вам какой-то возврат денег.
Если вдруг они его не дали, хоть и обещали, то, значит, не получилось, это нигде жестко в законах не прописано. Поэтому доказать юридически, что это мошенничество, крайне сложно, если в договоре об оказании банковских услуг отдельным пунктом такого не было прописано. Самые известные и основные мошеннические схемы — это занижение процента кэшбэка от того, что изначально обещалось: вы получаете намного меньше. Соответственно, если вы планируете кэшбэк как дополнительную статью своего дохода, это может довольно-таки неприятно сказаться на вашей доходной части. Вопрос размера кэшбэка — это вопрос той дополнительной скидки либо той дополнительной комиссии, которую дает, как правило, торговая точка для банка. Наше ритейл-направление, наша розница чувствует себя последний год, мягко говоря, не очень хорошо, и прогнозы на 2019 год в связи с повышением НДС тоже не положительные. Понятно, что программы кэшбэка все больше и больше закрываются, магазинам все больше и больше невыгодно давать какую-то дополнительную скидку, поскольку это становится абсолютно нецелесообразно.
При этом многие банки, в том числе и Сбербанк, страхуются, когда переводят кэшбэк в баллы, а баллы в рубли, так как там процент определяется в соответствии с рыночной конъюнктурой».
В конце июля Сбербанк перезапустил свою программу лояльности. Банк добавил в нее несколько уровней привилегий: «Спасибо», «Большое спасибо», «Огромное спасибо» и «Больше, чем спасибо». А в октябре банк запустил обмен накопленных бонусов на рубли.