«Вектор-Биальгам» дозирует рынок
Компания запустила производство лекарственных препаратов мощностью 10 млн штук
Новосибирская компания «Вектор-Биальгам» инвестирует 600 млн руб. в запуск производства инъекционных лекарственных форм препаратов. В запуск первой линии розлива вакцины против гепатита А в шприцы вложено около 370 млн руб. Компания рассчитывает окупить вложения за год и заместить своей продукцией до 30% импортных препаратов в шприц-дозах. В течение двух лет «Вектор-Биальгам» планирует увеличить объемы производства в 2,5 раза — до 2,5 млрд руб. Участники рынка отмечают обострение конкуренции с иностранными производителями лекарственных препаратов.
Производитель пробиотиков «Вектор-Биальгам» запустил в Новосибирске линию розлива инъекционных лекарственных форм препаратов (вакцин, сывороток) в шприцы. Инвестиции в проект составили около 370 млн руб. «Мощность линии — 10 млн шприц-доз в год. Будем производить вакцины против гепатита А и другие инъекционные препараты, которые мы планируем зарегистрировать в ближайший год»,— рассказал „Ъ“ генеральный директор АО «Вектор-Биальгам» Леонид Никулин. Продукция будет поставляться в специализированные лаборатории, МЧС, Минобороны РФ, Минздрав РФ. По его оценкам, вложения в производственную линию окупятся за год. «Это супербыстрые сроки. С запуском линии мы сможем вытеснить с российского рынка до 30% импортных препаратов в шприц-дозах. Мы этот рынок постараемся забрать. По оценкам экспертов, емкость российского рынка — около 7 млн шприц-доз в год. Эта цифра не является абсолютной»,— сказал он. Ранее компания сообщала, что планирует экспортировать 15% продукции. По информации «Интерфакса», договоры на поставки вакцины заключены с Казахстаном, Арменией, Таджикистаном, Узбекистаном.
АО «Вектор-Биальгам» — биотехнологическая компания, специализирующаяся на производстве фармацевтических иммунобиологических препаратов и пробиотической продукции. Предприятие было образовано в 1996 году на базе государственного научного центра биотехнологии и вирусологии «Вектор». Выручка компании в 2017 году — 556,9 млн руб., чистая прибыль — 175,5 млн руб.
«Этот проект будет развиваться дальше. Его общая стоимость составит 600 млн руб. Мы планируем расширить производство и установить дополнительные линии по розливу вакцины в ампулы и флаконы. Это не только рост объемов, но и увеличение номенклатуры выпускаемой продукции», — сказал господин Никулин. Он отметил, что компания готовит выпуск линейки препаратов против онкологических заболеваний, противотифозные, противогриппозные, иммуноглобулиновые и другие вакцины. «Через два года мы рассчитываем увеличить валовый объем производства продукции до 2,5 млрд руб. Сейчас это 1 млрд руб.»,— говорит Леонид Никулин. По его словам, источники финансирования проекта будут определены в ближайшее время. «Мы рассчитываем войти в федеральные госпрограммы»,— отметил он. Ранее компания привлекала кредит Фонда развития промышленности в объеме 60 млн руб. на запуск линии розлива вакцины от гепатита А в ампулах и шприц-дозах.
По данным директора отдела стратегических исследований аналитического агентства DSM Group Юлии Нечаевой, доля вакцин на российском фармрынке без учета объема реализации в рамках национального календаря прививок составляет 2% в денежном выражении (29 млрд руб.) и 0,8% в упаковках (47,5 млн упаковок). При этом отечественные производители занимают на рынке 52% в денежном выражении и 78% в упаковках. «Основные объемы вакцин для профилактики вирусного гепатита А приходятся на две компании: „Вектор-Биальгам“ (его доля в рублях — 84,89%) и британскую GlaxoSmithKline (14,14%)»,— говорит госпожа Нечаева. Она отмечает, что на сегодняшний день вакцина для профилактики вирусного гепатита А занимает 2% от российского рынка вакцин.
По словам гендиректора ООО «Авексима Сибирь» Дмитрия Сосновских, конкуренция на рынке лекарственных препаратов растет. Фиксация и регулирование государством цен приводит, в частности, к тому, что дешевые препараты уходят из оборота, остаются только дорогостоящие и именно с ними и заходят на рынок импортные производители, отмечает он. «Российские компании были вне конкуренции, когда могли выпускать дешевые препараты и сами цены устанавливать — это было правильно. Сейчас получается, что на препарат установлена цена 6 руб. и поднять ее нельзя, несмотря на рост курса доллара. Такие препараты перестают производиться, наши компании теряют их у себя в линейке, а иностранные аналоги спокойно продаются»,— говорит Дмитрий Сосновских.