Ритейлеры спорят с чиновниками о размере
вывесок на своих магазинах
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) попросила врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова учесть позицию бизнеса при ограничении размера вывесок на магазинах. Ритейлеры предлагают чиновникам временно отказаться от штрафов и демонтажа не соответствующих правилам конструкций и сесть за стол переговоров.
АКОРТ обратилась к врио губернатора Петербурга Александру Беглову с предложением ввести мораторий на штрафы и демонтаж рекламных конструкций и вывесок до вступления в силу новой версии эстетического регламента Санкт-Петербурга, учитывающей интересы предпринимателей. Об этом сказано в письме организации, направленном в Смольный 12 декабря (есть в распоряжении "Ъ"). В обращении говорится, что в подготовленном комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) проекте постановления правительства N 40 (устанавливает требования к внешнему виду и правилам размещения элементов благоустройства.— "Ъ") не отражено ни одно из предложений бизнес-сообщества. АКОРТ объединяет крупнейшие компании розничной торговли, которые контролируют 25% рынка.
Как отмечают в ассоциации, участники рынка несут издержки от изготовления рекламных и информационных конструкций, штрафных санкций, демонтажа и монтажа в связи с невозможностью согласования новых вывесок. По словам членов АКОРТ, это нарушает конкурентную среду в Петербурге и права предпринимателей, поскольку "вновь открывающиеся объекты потребительского рынка размещают несоразмерно малые рекламные вывески по сравнению с ранее разрешенными, срок действия согласования на которые не истек".
Размер штрафа за нарушение правил благоустройства для юрлиц составляет от 20 до 100 тыс. рублей. Затраты на демонтаж и хранение демонтированных конструкций могут составлять до 300 тыс. рублей на один объект, отмечает представитель сети "Лента".
Эстетический регламент действует в Петербурге с конца января 2017 года. В нем устанавливается максимальная высота для настенных вывесок (0,55 м) и иных конструкций (0,62 м), а также используемые в них шрифты и цветовые решения. Кроме того, правила благоустройства предусматривают необходимость приведения вывесок в соответствие с обликом здания. В конце ноября КГА опубликовал скорректированный вариант регламента, который был вынесен на общественные слушания. Новая версия документа предполагает, что допустимые габариты для настенных вывесок и конструкций в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Московском, Пушкинском, Петродворцовом, Кронштадтском районах останутся прежними, тогда как в остальных районах их размер увеличится до 0,75 м. В пояснительной записке к проекту постановления сказано, что он позволит устранить нормативные пробелы, упростить проектирование наружной информации и процедуру согласования элементов благоустройства.
С предложением ввести временный мораторий на действие постановления в Смольный обращалась и Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата (СПб ТПП). По словам президента СПб ТПП Юрия Бурчакова, регулирование привело к многомиллионным убыткам бизнеса и поставило в неравные условия предпринимателей, которые согласовали большие вывески на объектах до выхода постановления и после.
Представитель ритейлера "Лента" замечает, что предложения города не учитывают принцип соразмерности и предписывают отдельное длительное согласование любых конструкций, превышающих установленный размер, результат которого неизвестен. "Постановление распространяется на все объекты торговли на территории города, что кажется нам несправедливым и спорным с точки зрения эстетики",— пояснили в компании. При таком подходе объекты становятся обезличенными, процесс согласования не до конца прозрачен, а бизнес теряет клиентов, несет репутационные риски и значительные издержки в виде штрафов и расходов на демонтаж, указывают в розничной сети "О'Кей". Для торговых центров компании за пределами исторической зоны средняя высота букв вывески составляет 2,5-3,5 м, говорит представитель ритейлера.
В "Ленте" также обращают внимание, что постановление запрещает размещение на фасадах зданий баннерной рекламы. По словам представителя ритейлера, это фактически вводит запрет на коммуникацию с покупателем и создает впечатление, что магазин закрывается или закрыт, что приводит к снижение темпов роста его выручки на 5 п.п. за сопоставимый период.
В пресс-службе администрации губернатора сообщили "Ъ", что переадресовали запрос в комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Глава КГА Владимир Григорьев в разговоре с "Ъ" отметил, что параметры вывесок были тщательно выверены, а качество рекламы напрямую не зависит от их размера. "Мы штрафуем нарушителей, которые вешают (вывески.— "Ъ") без разрешения. С добросовестными мы ведем более тонкую работу и по тем конструкциям, которые были согласованы, принимаем более щадящие решения",— объяснил он. Чиновник заверил, что пожелания бизнеса были учтены при подготовке изменений, а у любого желающего есть возможность внести свои предложения в рамках общественных обсуждений.