Задачи на понимание
Дмитрий Бутрин — о чем говорили и проговаривались на пятом конгрессе МГУ и «Иннопрактики»
Иногда только случайность позволяет более или менее точно определить масштабы проблемы. Например, характер во многом чисто отраслевых проблем, стоящих перед российской венчурной индустрией, 12 декабря был очень необычно освещен на одном из достаточно важных отраслевых форумов — конгрессе «Инновационная практика: наука + бизнес». Проводящие пятый год подряд этот форум МГУ и «Иннопрактика» в 2018 году стояли перед сложным выбором: каких-либо новых трендов в развитии индустрии уходящий год не принес. Поэтому тему «заглавного» пленарного заседания организаторы определили очень широко — это «Коммуникация как основа успешного сотрудничества для людей и сообществ». В целом очевидно, что имелось в виду: в современном состоянии венчурной индустрии в мире эффективные коммуникационные практики являются, безусловно, главным инструментом, перекос в этом секторе в сторону непрерывного networking и постоянных встреч — норма десятилетия, что делает венчур занятием, выигрышным для гиперобщительных предпринимателей.
Однако конгресс «Иннопрактики» и МГУ на пленарные заседания обычно собирает очень представительный состав, и декабрь 2018 года не стал исключением: тему призваны были раскрыть вице-премьеры, федеральные министры, губернаторы и главы крупных компаний. Лишь помощник президента Андрей Фурсенко и ректор МГУ Виктор Садовничий готовы были дискутировать о ней с академических позиций: для большинства остальных выступления на тему «Что такое коммуникация» были чем-то вроде коллективной кушетки психоаналитика, поскольку и Максиму Орешкину, и Дмитрию Конову, и Ольге Голодец приходилось импровизировать на самую общую тему, и по проговоркам о проблемах коммуникации было отлично понятно, что на самом деле их беспокоит в текущем положении вещей — от образования до экономической политики.
Наиболее же яркой и важной можно считать проговорку Ван Цзиву, председателя совета директоров китайского Tus-Holdings — владельца крупнейшей в КНР сети из более чем 300 технопарков, в сентябре создавшего с РФПИ совместный венчурный фонд на $100 млн. В Китае редко что-то критикуют публично просто так. Поэтому, когда Ван Цзиву прямо заявил о коммуникационных проблемах в переговорах с Россией последних лет (уточнив, что речь не идет о партнерстве с РФПИ, которое, судя по всему, было просто решением этих проблем), стала более или менее понятна цена замедления темпов развития венчурного рынка в РФ после 2014 года. Дело в том, что еще три-четыре года назад неофициально на дискоммуникацию с китайскими партнерами жаловались российские предприниматели, пытавшиеся с ними работать. В Китае, очевидно, справляются с дискоммуникацией быстрее — сейчас уже Tus намерен входить в РФ с партнерскими проектами.