Бунт пещер
Екатерина Данилова приобщилась к псковской старине и выяснила, что ей угрожает
Уникальные псковские памятники давно «просятся» в список культурного наследия ЮНЕСКО. Более того, их там ждут. Но прежде нужна серьезная работа по восстановлению, а то и спасению бесценного наследия. Почти все они находятся в удручающем виде: в аварийном состоянии кафедральный Троицкий собор в Пскове, даже удивительные «Богом зданные пещеры» Псково-Печерской лавры «взбунтовались» против небрежного обращения — в них начал меняться микроклимат, стены покрыл конденсат. Можно ли еще спасти псковские сокровища, выяснял «Огонек»
Тонкий девичий профиль матушки Софии на фоне серого псковского неба кажется посланием из совсем давних времен. Но только до тех пор, пока в кармане у нее тихонько не звенькнет мобильный телефон.
— Смотрите,— говорит она, указывая тонким пальчиком на фреску XIV века в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря,— древние мастера использовали в работе местные материалы — наши знаменитые голубые и красные глины. Они и дали палитру для росписи, которая не уступает древним византийским образцам.
…Белые, красные и голубые разводы мы увидим чуть позже совсем близко — на низких сводах пещер в Печерской лавре. Вот он — цвет родной земли и источник красоты.
Матушка София в Снетогорском монастыре уже 20 лет. Обитель получила название по Снятной горе, на которой и стоит древний монастырь (первое упоминание относится к 1299 году), а гора — от маленькой рыбки снеток, которая заходит в залив у горы во время нереста. Снеток здесь, в реке Великой, еще водится, а вот рыбаки под монастырской стеной уже не сидят. Да и монахини, спускавшиеся когда-то по отвесному склону искупаться в реке, сейчас уже не рискуют. Не то что спуститься, но и подойти близко к Южной башне даже на территории монастыря уже никто не решается. Башня висит над обрывом, и укрепления склона, которые были сделаны много лет назад, не помогают — низ обрыва как-то держат, а вот выше порода выветривается и вымывается.
Трещины идут и по стенам монастырских построек. Игорь Аверин, генеральный директор компании «Инженерная геология», с которым «Огонек» «инспектирует» монастырь, объясняет:
— Нужны серьезные исследования, чтобы понять, что происходит с грунтами. Монастырь стоит на склоне, образованном полускальными породами и отложениями девонской системы, то есть тем, что сложилось 380 млн лет назад, когда здесь было море. Теперь оползневые процессы совмещаются с обвалами и обрушениями, и самое главное определить — на какой глубине находится зона скольжения пластов. От этого зависит, как укреплять склон…
В Псковской области сохранились 372 памятника федерального значения и 3570 местного. После стольких войн и нашествий — настоящее чудо!
В истории русской государственности эти земли занимают особое место: здесь в Изборске правил младший брат Рюрика Трувор, а в Пскове княгиня Ольга, первая из правителей Руси принявшая христианство, увидела три столпа света, упавшие на холм над слиянием рек Великой и Псковы, и повелела заложить Троицкий собор…
Наша прогулка с Игорем Авериным по местным достопримечательностям, однако, носит совсем не туристический характер. Речь идет о трагическом состоянии многих выдающихся памятников русской культуры, достойных мирового признания, но оказавшихся сегодня на грани исчезновения. Представитель ЮНЕСКО, побывавший здесь осенью, подтвердил, что 18 памятников древнерусского зодчества Пскова и Псковской области уникальны настолько, что могут быть включены в список Всемирного наследия (сейчас в списке ЮНЕСКО российских объектов всего 28). Могут с одним условием: если перейдут из нынешнего состояния стремительно исчезающих развалин в разряд действительно охраняемых и сберегаемых страной исторических объектов. Ведь положение позорное: некомпетентность и недостаток финансирования добивают то, над чем на первый взгляд и время было не властно.
Уникальный семирядный иконостас кафедрального Троицкого собора в Пскове (нынешнее здание построено в 1682–1699 годах) — высотой в 30 метров, украшенный изумительной резьбой,— обезображен трещинами. Лев Лифшиц, завсектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания, рассказывает:
— В Троицком соборе Пскова находится один из самых больших многоярусных иконостасов в России, сопоставимый, может быть, только лишь с иконостасом в Успенском соборе Рязани того же времени. После долгих мучительных попыток наладить климат в этом большом соборе удалось получить деньги для того, чтобы ввести туда регулируемую систему отопления. Но поскольку мы не любим и не уважаем специалистов, кому-то из клира в голову пришло врубить эту систему на полную мощь зимой. В результате чего пошли трещать иконы, шелушиться краска, посыпалась резьба.
Трещины бегут и через фасад Троицкого собора. Пол крипты, где находятся захоронения псковских святителей, проваливается. Контрфорсы, укрепляющие стены, разрушаются, крыша течет. Игорь Аверин показывает погнувшиеся и разорванные железные балки в нижнем храме — вот какие мощные силы действуют на фундамент собора и разрушают его. Проблема в том, что комплексных научных изысканий здесь… никогда не проводилось. А обычный ремонт и реставрация не решают глубинных проблем.
Многие псковские храмы и монастыри стоят на излучинах рек, разрушительно действующих на памятники. Но о Мирожском монастыре XII века специалисты говорят с особой тревогой. Там находится единственный в России Спасо-Преображенском храм, где сохранилась домонгольская роспись стен! Работала приглашенная артель греков. По крутым деревянным лесам мы забираемся под самый купол, чтобы увидеть Христа, возносимого ангелами, и, выглянув в окно, запомнить серое спокойное небо. Чем выше к сводам, тем сохранней роспись, объясняет Ирина Мельникова, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника. А все потому, что во времена сильных паводков собор заливает.
— Здесь в первую очередь нужны инженерные решения,— говорит Лев Лифшиц.— Их и принимали и осуществляли, но не всегда они были обдуманные и оправданные. Иногда это не только не облегчало, но и затрудняло борьбу со стихией паводков.
Реставрация фресок здесь идет с конца 1980-х годов — и сложнейшая.
— Реставрации и прописи, которые были сделаны в начале ХХ века, стали отделяться от слоя древней живописи,— рассказывает эксперт,— при этом, расслаиваясь, они тащили за тобой и предыдущий подлинный красочный слой. Сложность реставрационных работ заключалась в том, что у специалистов не было уверенности, что они не снимут слой записи и не обнаружат, что под ним ничего нет.
Сейчас уже две трети фресок «раскрыты», и только забеленная широкая полоса внизу у пола собора напоминает о затаившейся беде.
Но не всегда разрушение и стихия синонимы. В Псково-Печерскую лавру беда пришла с визгом пилы. Раньше лавру окружали деревья, но некоторое время назад было решено их спилить, чтобы открыть взору величественные стены и холмы, на которых раскинулась обитель. Открыли. Но кому-то показалось — недостаточно. И тогда пришел черед старых деревьев, которые, как поясняли, «угрожали» монахам и паломникам. Свели и их. На склонах посеяли газон и включили фонтанчик-поливалку. И только спустя время обнаружили: после всех этих упражнений склон начал «гулять» — ведь корни деревьев его скрепляли. Теперь по мощным стенам, выдержавшим осаду и Стефана Батория, и шведских войск, побежали трещины. Эконом лавры отец Кронид показывает «маячки» на стенах — они разошлись уже на три миллиметра.
Сегодня, впрочем, больше тревог вызывают уникальные пещеры лавры (ученые говорят об их эрозионно-суффозионном происхождении, а те, кто приходит сюда с молитвой, называют их «Богом зданные пещеры» — считается, что, когда они были обнаружены в XIV веке, взору предстала именно эта надпись). Мы с отцом Кронидом идем под мягкими сводами пещер в белых, розовато-красных и голубых разводах. Под ногами песок. В ладони моего спутника, сложенной лодочкой — чтоб не задувало, бьется пламя свечи. Он рассказывает об истории лавры, тех, кто нашел тут последнее пристанище. Вон там, машет он рукой, братские могилы петровских времен. А здесь покоится наш современник архимандрит Иоанн Крестьянкин.
В нише закреплен градусник и датчик влажности — температура +8 (вместо положенных четырех), и это зимой. Уникальный температурный режим и микроклимат пещер, который веками обеспечивал существование лавры, под угрозой. Свод не просто влажный — из мокрой глины, кажется, можно лепить, как из пластилина. А металлические доски, закрывающие ниши с захоронениями и повествующие, кто и когда нашел тут последний приют, покрыты конденсатом.
Игорь Аверин, изучающий состояние лавры, говорит о необходимости целого комплекса мер по спасению обители. Он обращает внимание даже на то, как растут деревья: особый наклон стволов показывает: глубинные пласты земли пришли в медленное, но грозное движение. Обитель покоится между холмов, как жемчужина в большой ладони,— вся вода собирается внизу, а в лавре нет единой грамотной системы водоотведения…
Таково состояние самых известных псковских памятников, которые хоть как-то реставрировались. И по документам все они числятся в удовлетворительном (!) состоянии. Даже церковь Богоматери Одигитрии на подворье Псково-Печерского монастыря (выстроена в 1683–1685 годах на месте храма 1537 года), напоминающая издалека гору кирпичей, считается вполне кондиционной. Хотя купола здесь давно нет — только перекрытие, чтоб храм не заливало. Войти сюда можно лишь в строительной каске…
Что будет дальше? Неужели будем ждать, пока национальные сокровища уйдут в небытие «по факту»?
«Храмам не на кого надеяться»
О том, как спасать уникальное наследие псковской земли, «Огонек» поговорил с профессором, доктором искусствоведения, заместителем генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе Андреем Баталовым