Стабильность с акцентом на экспорт

машиностроение

Машиностроение Челябинской области вынуждено развиваться в жестких экономических условиях. Падение на внутреннем рынке в 2018 году с лихвой компенсировалось наращиванием объемов экспортной продукции. Участники рынка заявляют об усилении государственной поддержки, финансировании новых разработок и проектов импортозамещения. Также наметилось активное взаимодействие бизнеса, госкорпораций и власти. По мнению экспертов, южноуральское машиностроение обладает высоким инвестиционным потенциалом, о чем свидетельствует проявленный к региону интерес зарубежных компаний.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Состояние экономики Челябинской области в 2018 году, по данным региональных властей, оценивается как стабильное. За четыре года объем валового регионального продукта на Южном Урале увеличился на четверть и по итогам прошлого года достиг 1,27 трлн руб. Общий объем инвестиций в основной капитал за тот же период составил 838,1 млрд руб. По этому показателю Челябинская область заняла 25-е место среди субъектов РФ.

Индекс промышленного производства в 2018 году прогнозируется на уровне 102,4%. Согласно данным Челябинскстата, за январь — октябрь текущего года рост промышленного производства на Южном Урале по основным видам деятельности незначительно замедлился. По результатам мониторинга социально-экономического развития региона в 2018 году, индекс промпроизводства за десять месяцев составил 99,8% к аналогичному периоду 2017 года.

Машиностроение сегодня занимает 11,2% в структуре обрабатывающих производств Челябинской области. Рост объемов выпуска машиностроительной продукции в 2018 году, по информации экономического блока правительства региона, наблюдается по следующим направлениям: производство компьютерных, электронных и оптических изделий (+36,9%), электрооборудования (+12,8%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+2,8%). Разработанный южноуральскими властями проект стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года предусматривает качественные преобразования базовых отраслей промышленности. В машиностроении особое место занимает производство транспортных средств и спецтехники, электрооборудование и нефтемашиностроение.

Объем отгруженных товаров собственного производства южноуральских машиностроительных предприятий за девять месяцев текущего года достиг 120,3 млрд руб., сообщили в пресс-службе министерства экономического развития региона.

«Лучше всего в машиностроительной отрасли Челябинской области себя чувствуют экспортно ориентированные компании, которые за счет произошедшей девальвации и нахождения внешних рынков, хотя и небольшими темпами, но наращивают объемы производства»,— говорит председатель комитета по машиностроению Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области, гендиректор компании «Уралкран» Сергей Кравчук. Остальные участники рынка, за исключением предприятий военного и сельскохозяйственного машиностроения региона, из-за стагнации экономики снизили показатели производства либо остались на уровне прошлых лет, подчеркивает господин Кравчук, отмечая, что «экспорт продукции в большей степени компенсирует падение на внутреннем рынке, а не является драйвером развития машиностроительного комплекса».

Доля экспорта Челябинского завода электрооборудования в 2018 году выросла на 300% за счет производства и поставки крупной партии комплектных трансформаторных подстанций для строительства масштабного дата-центра в Грузии мощностью 100 мВт на участке 18,5 га. «В 2019 году ЧЗЭО планирует увеличить экспорт на 15–20% и расширить сотрудничество с иностранными производителями электрооборудования, организуя сборку продукции партнеров на собственной территории»,— рассказывает Алексей Камынин, руководитель челябинского предприятия по производству трансформаторных подстанций, камер и щитового оборудования.

Среди стабильно работающих, наращивающих объемы производства предприятий также можно выделить ФГУП «ПО “Маяк”», ЗАО «Челябинский компрессорный завод», ФГУП «Приборостроительный завод» и другие предприятия.

«На ООО “ЧТЗ-Уралтрак” создан принципиально новый для России фронтальный колесный погрузчик со специальной защитой. Он предназначен для работы в горячих точках и отвечает современным запросам российской армии и других силовых структур. Автозавод “Урал” в Миассе начал поставки специальной техники нефтегазовой компании “Роснефть” — в течение года на месторождения поступят 130 единиц нефтепромысловой спецтехники»,— отмечает успехи региональных производителей руководитель пресс-службы минэкономразвития Челябинской области Кристина Барсегян.

Ранее губернатор Челябинской области Борис Дубровский на совещаниях профильных ведомств неоднократно обозначал задачу «сконцентрировать все усилия на развитии отрасли машиностроения за счет областной кооперации и участия предприятий в государственных программах». В рамках реализации федерального и регионального законов «О промышленной политике» основан Фонд развития промышленности Челябинской области, основная цель которого содействие модернизации и производительности труда, организации новых производств, а также импортозамещение и развитие экспорта. Фонд профинансировал восемь проектов по развитию промышленных предприятий региона. Сумма займов составила 193,8 млн руб., 74,4 млн из которых — областные средства, сообщает пресс-служба главы региона. Это позволило привлечь в регион 558,3 млн руб. инвестиций.

Для развития кооперации на Южном Урале также создан Центр кластерного развития. В сентябре 2018 года Минпромторг РФ включил Южно-Уральский промышленный кластер по производству деталей и узлов дорожных, строительных и сельскохозяйственных машин в реестр совместных проектов. Сотрудничество предполагает создание импортозамещающего высокотехнологичного производства подшипников, которые будут использоваться при производстве опорного катка для реализации продукции на рынках промышленных тракторов и запасных частей к тракторной технике. Общий объем инвестиций в проект составит 206,9 млн руб., объем господдержки — более 100 млн руб.

Руководитель Южно-Уральского промышленного кластера Людмила Подживотова основной проблемой машиностроительного комплекса называет дальнейшее погружение в кризис отечественного станкостроения. «В 2018 году станкостроительная отрасль еще больше просела. При закупке оборудования наши предприятия сталкиваются с тем, что не могут найти в России нужных станков. Поскольку бизнес сегодня вынужден вписываться в ценовые рамки, участники рынка не могут позволить закупку, к примеру, дорогостоящего итальянского оборудования. Сопутствующая проблема — длительные сроки поставки техники»,— рассказывает госпожа Подживотова. К факторам, тормозящим развитие отечественного машиностроения, директор Южно-Уральского промышленного кластера относит экспансию на российский рынок дешевой техники и комплектующих из КНР (основные конкуренты южноуральских компаний), а также дефицит квалифицированных кадров.

Генеральный директор АО «ЧРЗ “Полет”» Александр Нестеров отмечает сложное положение отрасли машиностроения в целом, связывая застой в экономике с высокими кредитными ставками, ужесточением администрирования госзаказа и налоговым давлением, зависимостью российских производителей от зарубежной компонентной базы.

«Вместе с тем начали проявляться и положительные тенденции, среди которых назначение Юрия Борисова вице-премьером России по оборонному комплексу, акцент на развитии гражданского сектора и финансирование новых разработок, формирование государственно-частных партнерств и иных форм взаимодействия бизнеса, госкорпораций и власти, направленных на формирование суверенитета страны, в первую очередь, в экономике»,— говорит господин Нестеров.

По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, в 2018 году машиностроение Челябинской области находилось под влиянием целого комплекса негативных факторов. К таковым он относит высокие ставки по кредитам коммерческих банков, которые предприятия вынуждены брать для пополнения оборотных средств, колебания курса рубля, доллара и евро, возникшие трудности с заказами и получением денежных средств за изготовленную и поставленную технику. «Например, Миасский машиностроительный завод задолжал более 300 млн руб. за поставленный ему газ, группа ГАЗ ведет переговоры о продаже автомобильного завода “Урал” (вероятно, ситуация на нем непростая). Тем не менее, подавляющее большинство машиностроительных предприятий Южного Урала продолжило работу, и массовых банкротств не случилось. Более того, машиностроение Челябинской области обладает хорошим инвестиционным потенциалом, недаром болгарская Balkanсar Record намерена организовать производство погрузчиков и штабелеров (пока все еще массово завозимых в Россию из-за границы). Внимание к региону также проявляют белорусские “Могилевлифтмаш” и “Гомсельмаш”, видя здесь перспективы для бизнеса»,— отмечает эксперт.

В следующем году перед машиностроительными предприятиями Челябинской области будут стоять задачи не только по сохранению приемлемой рентабельности и загрузки технологических мощностей, но и повышению их эффективности на фоне ухудшения экономической ситуации, добавляет Леонид Хазанов. «2019 год будет сложным, так как негативные тенденции на пике, а позитивные — в начале своего пути. Мировой, а следовательно, и российский кризис будет усиливаться, что приведет к еще большей зависимости предприятий от госзаказа и спроса госкорпораций. Все ждут перехода от монетаристских подходов в экономике к разумной экономической политике протекционизма и поддержки российских производителей»,— резюмирует Александр Нестеров.

Юлия Димова

Вся лента