С крафтового пива снимают пенку
Олег Трутнев о новом способе извлечения прибыли из популярного напитка
Зарабатывать на любви россиян к крафтовому пиву можно по-разному. Открыть мини-пивоварню или бар — банально, решил предприниматель из Омска Александр Данилюк, и пошел дальше. В Роспатенте он зарегистрировал на себя товарный знак «крафт» по 43-му классу, к которому относятся, в том числе, услуги баров. Имея свою сеть магазинов-баров, бизнесмен теперь может предъявить претензию любому конкуренту, использующему это слово в вывеске своего заведения. Первых успехов на этом пути он уже достиг.
Прав Александр Данилюк ждал больше года: заявку он подал 10 октября 2016 года, а регистрацию получил 15 февраля 2018-го. Спустя несколько месяцев бизнесмен начал действовать. Он подал два иска в арбитражный суд Омской области — к ООО «Шальная шайба» и его владельцу Алексею Алетдинову, потребовав взыскать с них по 40 тыс. руб. компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Оба иска суд удовлетворил, сейчас его решения оспариваются в апелляции.
Но внесудебные доходы могут оказаться еще больше. Из претензии, направленной в сентябре представителем бизнесмена гендиректору омского ООО «Интеллект» Ирине Денисенко, следует, что ее компания может продолжать использовать название «крафт бар "Пушка"», только отчисляя господину Данилюку 160 тыс. руб. В качестве альтернативы предложено выплатить 100 тыс. руб. компенсации и убрать с вывески слово «крафт». Пока «владелец крафта», судя по картотеке арбитражных судов, действует лишь у себя в регионе, но в России сегодня сотни крафтовых баров.
Беспокойство уже проявил Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции. В письме главе Минэкономики Максиму Орешкину президент союза Александр Мордовин, ссылаясь на обращения членов организации, попросил «оказать содействие в вопросе аннулирования свидетельства» на товарный знак «крафт». Он недоумевает, как Роспатент вообще мог удовлетворить подобную заявку, ведь Гражданский кодекс не допускает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, а также состоящих из элементов, вошедших во всеобщее употребление или являющихся общепринятыми символами и терминами.
Попытки через Роспатент монополизировать права на общеупотребимые обозначения были и раньше. В 2016 году ООО «Блэк фрайдэй», продающее в интернете товары во время «черной пятницы», получило права на товарный знак Black Friday. Действия компании возмутили Ассоциацию компаний интернет-торговли. Она добилась от Федеральной антимонопольной службы признания того, что ООО нарушило закон о защите конкуренции, получив права на обозначение, не являющееся оригинальным для перечня услуг, в отношении которых оно было зарегистрировано. С 30 мая 2018 года права на Black Friday аннулированы.