«К 2024 году возникшее отставание по газификации будет ликвидировано»
Экспертное мнение
В августе этого года председателем комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленобласти был назначен Юрий Андреев. В интервью корреспонденту BG Алексею Кириченко господин Андреев рассказал, какие задачи комитет будет решать под его руководством, как правительство региона планирует договариваться с "Газпромом" о ремонте теплосетей и когда будет ликвидировано отставание по газификации в регионе.
BUSINESS GUIDE: Юрий Владиславович, какие ваши стратегические цели и задачи на новой должности?
ЮРИЙ АНДРЕЕВ: Все наши стратегические цели и задачи сводятся к текущему и перспективному развитию энергетического комплекса Ленинградской области. Речь идет о модернизации оборудования, появлении новых энергетических объектов, внедрении "умных" технологий и расширении практик государственно-частного партнерства. Отдельное направление работы — обеспечение возможностей для оперативного и удобного технологического присоединения потребителей к электрическим сетям. Это не только значительно улучшает качество жизни в регионе, но и способствует повышению инвестиционной привлекательности Ленинградской области. Не меньшее значение имеют задачи по энергосбережению. Хотя мы и сохранили лидирующие позиции в рейтинге энергоэффективности субъектов РФ в бюджетной сфере и ЖКХ, необходимо усилить работу по заключению энергосервисных контрактов на установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, замену наружного освещения на энергосберегающее и по другим проектам во всех районах области.
BG: Как исполняются инвестиционные программы энергетических компаний в регионе?
Ю. А.: Мы рассчитываем, что до конца 2018 года общий объем инвестиций в электросетевые объекты региона составит около 13 млрд рублей. За счет вложений этого года в электросетевой комплекс мы можем ввести более 600 МВА трансформаторной мощности и более 1550 км линий электропередачи. Из реализованных проектов — уже введена в эксплуатацию построенная подстанция 110 кВ "Криогаз", обеспечивающая энергией "Терминал по производству и перегрузке СПГ в порту Высоцк" и жителей города, завершена реконструкция опорной подстанции ПС 110/35/10 кВ N 48 "Луга" в северной промышленной зоне. Для обеспечения надежного функционирования ЕЭС России при раздельной работе с энергосистемами стран Балтии строятся высоковольтные линии 750 кВ Ленинградская — Белозерская и 330 кВ Псков — Лужская. Кроме этого, продолжается реализация второй очереди генерирующего объекта "Станция активной дегазации полигона ТБО "Новый Свет-Эко" с электростанцией, работающей на свалочном газе", установленной мощностью 2,4 МВт. По итогам девяти месяцев фактическое финансирование по инвестиционной программе ПАО "Ленэнерго" составило 3,9 млрд рублей (187% к плану). Введено 187 МВА трансформаторной мощности, построено и реконструировано 718 км ЛЭП. Всего за три года общие инвестиции в электроэнергетику региона достигли 58 млрд рублей.
BG: Много ли в регионе заключается концессионных соглашений в сфере ЖКХ?
Ю. А.: На сегодняшний день в сфере теплоснабжения реализуется шесть концессий. Речь идет о строительстве источника теплоснабжения и реконструкции тепловых сетей поселка Володарское Лужского района; переводе котельных деревни Старополье и деревни Овсище с мазутного топлива на биотопливо; трех концессионных соглашениях по строительству источников теплоснабжения и реконструкции тепловых сетей в поселках Ям-Тесово, Приозерный, Торошковичи. И, конечно, первый по своему масштабу позитивный пример государственно-частного партнерства в ТЭК на территории области — концессионное соглашение между администрацией Тихвинского района и АО "Газпром теплоэнерго". В рамках соглашения построен центральный тепловой пункт, проведена реконструкция 20 км тепловых сетей, построена и введена в эксплуатацию новая котельная. С прошлой зимы эта котельная обеспечивает теплом большую часть жилого фонда и социальных объектов Тихвина. Прошлый отопительный сезон для города прошел без аварий, перестали поступать жалобы от жителей. Второй этап концессии предполагает дальнейшую модернизацию тепловых сетей города.
BG: Есть ли проблемы при взаимодействие с инвесторами?
Ю. А.: Проблемы, с которыми приходится сталкиваться при заключении концессионных соглашений, довольно банальны. В их числе — недостаточный уровень компетенции сотрудников муниципального уровня и ресурсоснабжающих организаций, отсутствие у большинства предприятий-арендаторов финансовой возможности в полном объеме исполнять обязанности концессионера, то есть финансировать за счет собственных средств реконструкцию объектов теплоснабжения. Чтобы исправить ситуацию, мы ведем постоянную работу с органами местного самоуправления, помогаем им в организации и подготовке конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений.
BG: Почему "Газпром теплоэнерго" и правительство Ленинградской области не могут договориться о ремонте теплосетей?
Ю. А.: У нас нет недопонимания или сложностей с компанией "Газпром теплоэнерго". В связи с меняющимися экономическими условиями компания была вынуждена уточнить текущую стоимость мероприятий по реконструкции тепловых сетей в Тихвине. Получилась сумма, превышающая договоренности концессионного соглашения. Сейчас администрация Ленобласти совместно с "Газпром теплоэнерго" прорабатывает вопрос внесения изменений в соглашение. Кроме того, компания готовит технико-экономические обоснования по объектам Выборгского и Всеволожского районов, которые были одобрены на совещании у главы региона.
BG: Почему газификация Ленобласти сейчас существенно отстает от планов?
Ю. А.: Газификация области в тандеме с "Газпромом" продолжается 15 лет. За последние пять лет объем инвестиций компании в строительство объектов распределения газа на территории региона составил более 3 млрд рублей, построено почти 100 км межпоселковых газопроводов. Общий объем инвестиций в рамках действующих бюджетных программ и программ газификации, финансируемых за счет средств специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа, за этот же период превысил 5 млрд рублей, из них средства областного бюджета — 3,3 млрд рублей. Протяженность газопроводов, построенных только в рамках бюджетных программ, составила более 960 км. Существующее при этом отставание по срокам связано с изменением законодательства, с имущественно-земельными вопросами, в том числе с необходимостью согласовывать прокладку газопровода со всеми собственниками земельных участков, где планируется его размещение. Кроме того, на ситуацию влияют проведение историко-культурной экспертизы, длительность процедур согласования по лесным участкам и по землям Минобороны РФ. При этом, согласно нашим договоренностям с "Газпромом", к 2024 году возникшее отставание будет ликвидировано.
BG: Каждое лето Петербургская сбытовая компания, "Межрегионгаз" ограничивают поставку ресурсов на объекты ЖКХ Ленобласти из-за долгов. Как с этим бороться и кто виноват?
Ю. А.: Долги ресурсоснабжающих организаций формируются по нескольким причинам. Тут и сезонность, и долги населения, и, в ряде случаев,— бездействие администраций муниципальных образований, являющихся собственниками предприятий. К примеру, если говорить о расчетах теплоснабжающих предприятий региона за потребленный природный газ, то здесь на формирование задолженности влияет принципиальное различие схем проведения расчетов за природный газ и за тепловую энергию. Население в основном рассчитывается с производителями тепловой энергии в течение всего года равномерными частями. А теплоснабжающие организации руководствуются договорами поставки газа и платят по факту потребления. Таким образом, за зиму накапливаются долги, которые постепенно гасятся к началу очередного отопительного сезона. Со своей стороны для предупреждения и урегулирования проблемных ситуаций мы ведем еженедельный мониторинг платежей за природный газ и электричество, проводим совещания с участием всех заинтересованных сторон, отслеживаем составление и исполнение планов-графиков погашения накопленной задолженности. Кроме того, администрация региона в полной мере выполняет свои обязательства по выплате межтарифной разницы.