Кубань стремится к газу

Тенденции

В 2018 году спрос на природный газ в Краснодарском крае вырос на 9 %

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Количество автомобильной техники, работающей на метане, выросло на Кубани за год на 9 %. Это, по мнению экспертов, обусловлено относительно низкой стоимостью альтернативного бензину и ДТ топлива, а также активной работой по его продвижению

Спрос давит на газ

В 2018 году рост спроса на природный газ со стороны владельцев автотранспорта Краснодарского края по сравнению с предыдущим годом составил 9 %. Такие данные приводит директор Южного филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Виталий Брижань. По его словам, за девять месяцев 2017 года в регионе было реализовано 33,2 млн куб. м метана, а в 2018 году объем реализации за аналогичный период составил уже 36,1 млн куб. м. «Это обусловлено низкой ценой метана на Кубани — 15 рублей за кубометр, а также комплексной работой компании по реализации маркетинговых программ для потребителей и популяризации использования природного газа в качестве моторного топлива»,— рассказал господин Брижань.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется план-график по развитию в регионе сети газозаправочной инфраструктуры на период 2018 – 2021 годов. 2 августа текущего года между администрацией Кубани и ООО «Газпром газомоторное топливо» была актуализирована и подписана соответствующая дорожная карта. По словам Виталия Брижаня, документ предусматривает поиск земельных участков под размещение 12 перспективных объектов. В настоящее время ведется работа по подготовке к строительству трех новых станций в Новороссийске и в Павловском районе с окончанием строительства в 2019 году. «Благодаря новым станциям улучшится инвестиционный климат в крае. Развитие газозаправочной инфраструктуры позволит привлечь новых бизнес-инвесторов. Также мы планируем увеличить долю транспортных средств, работающих на природном газе»,— говорит первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко. Планируется, что общий объем инвестиций ООО «Газпром газомоторное топливо» в этот проект составит более 2 млрд руб. Строительство новых станций предполагает создание более 180 рабочих мест. Общая производительность планируемых к строительству АГНКС достигнет около 100 млн куб. м природного газа в год.

Топливо и земля

По информации министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, администрация региона еще в 2013 году заключила соглашения с ПАО «Газпром» и ПАО «НК „Роснефть”» о строительстве газозаправочной инфраструктуры на территории Кубани. Роль региональных властей в этом соглашении заключается в оказании содействия при возникновении проблемных вопросов по оформлению необходимой разрешительной документации при строительстве и вводе в эксплуатацию АГНКС, а также оказание содействия хозсубъектам края в приобретении транспорта, работающего на природном газе. В сентябре 2014 года в крае была утверждена межведомственная региональная программа по развитию газомоторного топлива на 2014 – 2020 годы, согласно которой планировалось построить до 2017 года 19 АГНКС и 12 модулей КПГ. В 2017 году значения целевых индикаторов по программе были актуализированы с учетом фактически достигнутых результатов. «За истекший период в крае не выполнены мероприятия ПАО «НК «Роснефть»» 2014 – 2016 годов. «Роснефть» было поручено сформировать новые планы по строительству газозаправочной инфраструктуры в Краснодарском крае на период до 2020 года»,— говорят в региональном минТЭК и ЖКХ. В  министерстве уточняют, что краевые власти осуществляют ежемесячный мониторинг строительства газозаправочной инфраструктуры. В муниципальных образованиях края с 2013 года было приобретено 514 единиц транспорта с газовыми двигателями. «Открытие новых АГНКС и строительство последующих объектов на территории края даст новый импульс развитию и использованию газомоторной техники в Краснодарском крае и обеспечит возможность выполнения поставленных правительством Российской Федерации перед краем задач по переводу муниципальной техники в крае для работы на природном газе»,— рассказали в ведомстве.

Газ безопаснее бензина

Эксперты констатируют, что природный газ гораздо безопаснее всех остальных видом автомобильного топлива. По словам специалистов, нижний предел температуры самовоспламенения метана составляет 650 °С, дизельного топлива – 320 °С, бензина – 250 °С. Пожароопасные концентрации метана находятся в пределах 4,4 – 17 % объема, а паров дизельного топлива – 1,1 – 8 %. Природный газ почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации оборудования он сразу улетучивается. По классификации горючих веществ МЧС России по степени чувствительности метан входит в самый безопасный 4-й класс.

В компании «Роснефть» пока не озвучивают планы относительно развития сети газозаправочных станций на территории Кубани. В настоящее время на базе нефтяной компании создано ООО «РН Газотопливная компания», которое выполняет роль единого центра по реализации компримированного природного газа корпоративным клиентам по топливным картам «Роснефти». «Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в России является одним из ключевых приоритетов стратегии «Роснефти» в розничном бизнесе и логическим продолжением поручений президента и правительства Российской Федерации о реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности посредством расширения использования газа как моторного топлива»,— рассказали в компании. Между тем, по словам источника „ЭР” в краевой администрации, руководство «Роснефти» не выходит на рынок Краснодарского края по причине якобы высокой цены на аренду земельных участков под газозаправочные станции. Кроме того, как отмечает собеседник издания, руководство компании не может найти общий язык с региональными властями в вопросе мест размещения АГНКС, ожидая от региона неких преференций. В настоящее время, по информации ООО «Газпром газомоторное топливо», в Краснодарском крае, помимо сети АГНКС «Газпрома», действуют лишь две частные газозаправочные станции.

По итогам 2017 года Краснодарский край являлся лидером среди южных регионов России по объему реализации природного газа в качестве моторного топлива (45 млн куб. м), далее следует Ставропольский край (37,3 млн куб. м), Ростовская область (33,4 млн куб. м). Планируется, что рост спроса на природный газ в качестве моторного топлива в крае продолжится и дальше. По прогнозам компании «Газпром газомоторное топливо», он составит порядка 10 % в 2019 году. Метан востребован со стороны всех сегментов транспорта: пассажирского, легкового, грузового, коммерческого. Новой сферой использования природного газа в качестве моторного топлива на Кубани является сельское хозяйство. По мнению экспертов, ближайшие годы значительных скачков цен на газ не ожидается.

Метан вошел в сельское хозяйство

На сегодняшний день затраты на топливо составляют большую часть в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции. В этой связи метан в качестве моторного топлива для техники сельхозпроизводителей призван снизить стоимость продукции за счет своей низкой цены, считают эксперты. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен одному литру бензина. А благодаря чистому составу метана при его использовании на транспорте выбросы вредных веществ в окружающую среду сокращаются до 80 %, а за счет полного сгорания метана в двигателе, срок службы техники увеличивается в полтора раза.

Газомобиль с конвейера

Автовладельцы могут приобрести газомоторный автомобиль в заводском исполнении. В настоящее время российская линейка транспортных средств, работающих на природном газе, насчитывает более 150 моделей. Стоимость техники в газовом исполнении дороже аналогов на бензине или дизеле на 10%. В целях компенсации разницы в стоимости правительством РФ ежегодно выделяются субсидии. В 2018 году на закупку техники российского производства, работающей на природном газе, было израсходовано 3,3 млрд руб., решается вопрос о предоставлении субсидий еще на 1,5 млрд руб. до конца года. Это позволит просубсидировать производство и поставку 5 тыс. единиц техники, работающей на метане. Благодаря выделению субсидий стоимость газомоторной техники в ряде случаев оказывается выгоднее бензиновой и дизельной. Например, стоимость газомоторного грузового КамАЗа 65116 с учетом субсидии, которая составляет 1,5 млн руб., будет равна 3,4 млн рублей, при этом стоимость дизельного аналога составит 3,5 млн руб.

Как рассказали в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, работа по переводу сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо ведется в регионе еще с начала 2000-х годов. На сегодняшний день, по информации минсельхоза, в целом по краю на сжиженный газ-пропан переведено 36 % автомобильного парка или 5666 единиц техники в отрасли, а на природный сжатый газ-метан — всего 1,7 % или 265 единиц. Достаточно активно занимаются переводом транспорта на газомоторное топливо в Тихорецком, Каневском, Выселковском, Отрадненском, Приморско-Ахтарском, Староминском, Тимашевском и Тбилисском районах, где уже переведено на газ до 50 % имеющихся автомобилей. В течение 2018 года хозяйства АПК Краснодарского края должны дополнительно перевести на газомоторное топливо еще 226 автомобилей, в том числе 207 единиц на сжиженный газ и 19 единиц на сжатый природный газ. «На сегодняшний день недостаточно развитая инфраструктура заправочных станций природным газом является главным сдерживающим фактором для увеличения числа автомобилей, работающих на этом топливе. Также сдерживают использование газомоторного топлива высокая стоимость переоборудования, необходимость регистрации и обслуживания оборудования в специализированных предприятиях»,— говорят в региональном министерстве сельского хозяйства.

По словам специалистов, серийное промышленное производство тракторов и комбайнов, работающих на природном газе, пока еще не налажено. Такая техника выпускается пока в единичных вариантах и в основном предназначена для коммунального хозяйства. «Однако тенденция роста цен на нефтепродукты все больше и больше заставляет смотреть в сторону альтернативного вида топлива»,— констатируют в краевом минсельхозе.

Газ vs электричество

В качестве главной альтернативы углеводородному топливу все чаще стали называть не природный газ, а электроэнергию. В качестве примера, защитники электромобилей приводят Китай, где все больше автомобилей и другой техники приводятся в движение с помощью электроаккумуляторов. Руководитель Управления перспективного планирования и развития ООО «Газпромтранс» Андрей Ващенко, рассказывает, что в Китае сейчас выпускается более 300 тыс. автобусов на электрической тяге в год. По его словам, электроавтобус, если высчитывать прохождение одного и того же участка пути, в шесть раз дешевле бензинового автобуса и в три раза дешевле автобуса на природном газе.

Виталий Брижань в свою очередь отмечает, что двигатель транспортного средства, работающего на природном газе, соответствует стандарту «Евро-5» и «Евро-6», и при использовании метана объем выбросов вредных веществ в атмосферу снижается до десяти раз. «Что касается электротранспорта, то ключевым энергоносителем для электростанций является уголь. При сжигании угля помимо углекислого газа в атмосферу выбрасывается большое количество вредных веществ. Можно снизить количество выбросов за счет различных систем отчистки, но тогда КПД электростанций снизится в разы. В результате может сложиться ситуация, когда выбросы углекислого газа в атмосферу при переходе на электромобили будут не уменьшаться, а возрастать. К тому же до сих пор остается открытым вопрос утилизации аккумуляторов электромобилей, которые приносят непоправимый урон окружающей среде»,— резюмирует директор Южного филиала ООО «Газпром газомоторное топливо». Господин Брижань добавляет, что в России располагаются самые большие в мире запасы природного газа, который может использоваться в качестве моторного топлива на всех сегментах транспорта: от легкового до железнодорожного.

Таким образом, перспективы у газомоторного топлива в Краснодарском крае есть, однако скорость перехода на него в первую очередь зависит от желания самих сельхозпроизводителей.

Дмитрий Михеенко

Вся лента