Пойму Мневников оценили в 14 млн руб. за сотку
Местные жители проиграли властям разбирательство вокруг ТПУ
Хорошевский райсуд Москвы удовлетворил иск столичных властей по изъятию земельного участка у его владельцев в поселке Терехово в Мневниках. Девять участков здесь мэрия изымает для строительства станции метро «Мневники» и транспортно-пересадочного узла. За участок в 30 соток предлагалась выкупная цена в 68 млн руб., но жильцы требовали за него от 382 млн до 420 млн руб. Эксперты считают оценку жителей завышенной втрое, поясняя, что случаи успешного оспаривания самой процедуры изъятия единичны.
С иском в Хорошевский райсуд Москвы об изъятии для «госнужд» участка площадью 3 тыс. кв. м и стоящего на нем деревянного дома площадью 84,1 кв. м в поселке Терехово правительство Москвы обратилось в сентябре 2018 года. Речь о поселке площадью около 35 га внутри МКАД в Мневниковской пойме Москва-реки. Поселок известен с XVIII века, в 2011 году в 32 дворах в нем насчитывалось 87 жителей. Иск мэрии содержит требования прекратить действие прав собственности на недвижимость и обязать шестерых жильцов выселиться в 30-дневный срок. Совладельцам участка и дома Елене Авраменко и Виталию Белову по иску полагалась компенсация по 34,3 млн руб. (согласно оценке, проведенной компанией «Компас»; копия иска есть у “Ъ”).
По словам адвоката ответчиков Михаила Иоффе, такие иски о выселении городские власти подали к жителям 32 домов Терехово. «Есть люди, решившие не воевать, они согласились на условия мэрии. Часть людей решила побороться»,— сказал адвокат, уточнив, что участок господ Авраменко и Белова эксперты оценили в 382–420 млн руб. Господин Иоффе подчеркнул, что его клиенты обратились в Тверской суд Москвы с иском к мэрии, но инстанция оставила его без рассмотрения, сославшись на разбирательство в Хорошевском суде. Этот суд 18 декабря удовлетворил иск мэрии об изъятии земель.
Решение о судьбе Терехово было принято в 2016 году: тогда правительство Москвы выпустило распоряжение №244, по которому 41 объект (дома, квартиры и земельные участки) изымались для строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ) и станции большой кольцевой линии метро «Мневники» (ее должны ввести в строй в 2021 году). По словам столичного мэра Сергея Собянина, здесь также появятся «деловые, спортивные объекты и жилые кварталы, в том числе по программе реновации». В 2014 году говорилось о планах построить в Мневниках парламентский центр, но затем стройку отменили. В департаменте имущества города Москвы, выступавшем одним из истцов, сообщили, что по распоряжению №6479 от марта 2018 года в Терехово изымаются девять участков (к ним относится и спорная земля). В документе говорится, что все эти действия соответствуют Земельному кодексу РФ.
Партнер юридической фирмы «Авелан» Сергей Казинец подтверждает, что у властей есть полномочия, в том числе по принятому в 2013 году в связи с присоединением к Москве новых территорий федеральному закону №43. «Там прописан упрощенный порядок изъятия в сжатые сроки, но все равно должна выплачиваться рыночная компенсация»,— объяснил он. Управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов оценивает спорный участок в Терехово в 110–115 млн руб., считая цену жителей «необоснованно завышенной» втрое-вчетверо. «Несмотря на престижную локацию, поселок находится в удручающем состоянии»,— пояснил он. При выкупе власти обычно ориентируются на кадастровую стоимость, добавляет эксперт (в данном случае 32 млн руб.). «Город готов выкупить землю по прайсу в два с лишним раза выше. Но недовольство жителей объяснимо. Развитие транспортной сети повышает ликвидность объектов. Если речь о перспективных дорогах, это возможность развития коммерческой недвижимости придорожного сервиса»,— рассуждает господин Менжунов.
По мнению Сергея Казинца, «фактически спор в суде можно вести лишь вокруг компенсации, но не процедуры изъятия»: «Для этого надо доказать, что есть альтернативы размещения ТПУ, а тут нужны специальные знания». Господин Менжунов говорит, что случаи успешного противостояния жителей при отчуждении земель для госнужд единичны: на Новой Риге собственнику удалось сохранить дом, и теперь он стоит у трассы. При этом эксперт вспоминает о строительстве аэропорта в японском городе Нарита, где «меж рулевых дорожек стоит так и не снесенный дом».