Разгон при плохой видимости

аналитика

Российский авторынок продолжает набирать скорость. Но надолго ли это — большой вопрос. Игроки жалуются на неопределенные факторы, предполагая, что продажи могут как продолжить ускорение, так и уйти в занос.

Фото: Антон Ваганов, Коммерсантъ

К финишной черте текущего года российский авторынок подъезжает с неплохим ускорением, превышающим прошлогоднюю динамику. По данным Ассоциации европейского бизнеса, по результатам 11 месяцев года продажи новых авто показали заметный прирост в 13,7%. Притом что в декабре авторынок, судя по всему, не потеряет темпов прироста, общие продажи новых авто по итогам 2018 года предположительно могут подрасти на 14–15% и превысить отметку в 1,8 млн автомобилей. Таким образом, в нынешнем году разгон рынка получился более динамичным, чем в 2017-м — тогда, напомним, продажи выросли скромнее, около 12%.

Двигатель отложенного спроса

Устойчивый прирост авторынок показывал на протяжении всего уходящего года. Особенно впечатляющие рывки были в январе и феврале (+31% и +25%), весной рынок выехал на стабильное увеличение продаж в плюс 10–15%, осенью несколько сбавил темп до самой худшей годовой динамики в сентябре (+6%) и октябре (+8%), а в ноябре опять ускорился до плюс 10% (см. таблицу Динамика продаж новых автомобилей в России в 2018 году (% по отношению к 2017 году)).

Как и в 2017 году, в текущем году прирост продаж прежде всего связан с отложенным спросом и восстановлением после внушительного провала, который наблюдался на рынке новых автомобилей с 2013 года. Напомним, что после рекордных продаж 2012 года, когда в стране было продано 2,9 млн новых машин, авторынок сжался более чем вдвое, очутившись по итогам 2016 года на отметке 1,4 млн единиц (см. график). «В текущем году важную роль для авторынка сыграл фактор накопления отложенного спроса,— говорит Лев Сальц, директор по развитию оценочной компании "Апхилл".— В связи с экономическим кризисом цикл смены автомобиля увеличился до четырех-шести лет, а период с 2012 по 2014 год был рекордным по количеству продаж новых автомобилей».

К другим поддерживающим рынок факторам можно отнести относительно стабильное состояние экономики, не слишком волатильный курс рубля, снижение ставок по кредитам, наконец, в 2018 году авторынок продолжало активно поддерживать государство: в общей сложности из бюджета на поддержку автопрома в уходящем году было выделено 34,4 млрд руб., и при участии госпрограмм стимулирования спроса (льготные кредиты, лизинг и пр.) в 2018-м было продано порядка 10% всех новых автомобилей.

Что касается конкретных игроков рынка, то уходящий год, в частности, ознаменовался укреплением позиций лидера рынка бренда Lada, продажи которого по итогам 11 месяцев выросли на 16%, до 324 тыс., а доля рынка АвтоВАЗа увеличилась с прошлогодних 19,5% до 20%. Некоторые модели этого традиционного российского бренда скакнули в продажах весьма существенно. Так, флагман модельного ряда Lada Vesta за 11 месяцев текущего году приросла в продажах на целых 39%, до 96,7 тыс., и вместе с другой популярной вазовской моделью, Lada Granta (93,7 тыс.), Vesta теперь возглавляет список самых популярных моделей на рынке, обгоняя своих корейских преследователей в лице Kia Rio (91,5 тыс.), Hyundai Creta (62,3 тыс.), а также некогда популярный Hyundai Solaris, для которого нынешний год оказался неудачным: этот автомобиль в 2018 году показывает отрицательную динамику продаж –4% (см. таблицу Топ-10 моделей на рынке легковых и легких коммерческих авто РФ в 2018 г. (по итогам продаж за 11 месяцев)).

Топ-10 брендов на рынке легковых и легких коммерческих авто РФ в 2018 году (по итогам продаж за 11 месяцев)

Марка Продажи за январь—ноябрь 2018 г. (тыс. шт.) Изменение по сравнению с январем—ноябрем 2017 г.
1 Lada 324 16%
2 Kia 209 24%
3 Hyundai 163 14%
4 Renault 128 6%
5 Toyota 96 15%
6 Volkswagen 94 20%
7 Skoda 73 30%
8 Nissan 72 8%
9 ГАЗ 52 1%
10 Ford 47 6%

Топ-10 моделей на рынке легковых и легких коммерческих авто РФ в 2018 г. (по итогам продаж за 11 месяцев)

Марка, модель Продажи за январь—ноябрь 2018 г., тыс. шт. Изменение по сравнению с январем—ноябрем 2017 г.
1 Lada Vesta 96 39%
2 Lada Granta 93 12%
3 Kia Rio 91 1%
4 Hyundai Creta 62 26%
5 Hyundai Solaris 61 -4%
6 Volkswagen Polo 53 24%
7 Lada Largus 39,7 32%
8 Renault Duster 39,1 0,30%
9 Skoda Rapid 32 23%
10 Lada ХRay 31 7%

Источник: АЕБ

В зачете же по автомобильным брендам вслед за Lada с большим отрывом идут: Kia (209 тыс.), Renault (128 тыс.), Toyota (96 тыс.), Volkswagen (94 тыс.), Skoda (73 тыс.), причем некоторые из этих марок демонстрируют очень существенное увеличение продаж — например, за 11 месяцев Skoda продала машин на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а Kia и Volkswagen соответственно на 24% и 20% (см. таблицу 2). «По итогам текущего года подавляющее большинство марок продемонстрируют рост продаж,— говорит Азат Тимерханов, аналитик аналитической компании "Автостат".— Безусловным лидером на рынке останется отечественная Lada, продажи которой в этом году будут стремиться к уровню 350 тыс. машин. Корейские бренды Kia и Hyundai способны реализовать около 230 тыс. и 180 тыс. легковых автомобилей соответственно. Французский Renault может реализовать примерно 140 тыс. экземпляров. Продажи японской Toyota и немецкого Volkswagen перешагнут 100-тысячный порог. В десятку лидеров российского рынка также попадут японские Nissan и Mitsubishi, чешская Skoda и американский Ford. В минусе же, по всей видимости, окажутся американский Chevrolet, российский УАЗ, японский Datsun, премиальные Audi, Infiniti и Cadillac, китайские Lifan и Chery, узбекский Ravon, французский Citroen».

Динамика продаж новых автомобилей в России в 2018 году (% по отношению к 2017 году)

Январь 31,3
Февраль 24,7
Март 13,9
Апрель 17,6
Май 13,6
Июнь 10,8
Июль 10,6
Август 11
Сентябрь 6,2
Октябрь 8,2
Ноябрь 10,1
Декабрь (прогноз) 10
Итого по итогам 2018 г. (прогноз) 14

Продажи новых авто в РФ (тыс. шт.)

2007 2583
2008 2918
2009 1466
2010 1915
2011 2653
2012 2939
2013 2777
2014 2491
2015 1601
2016 1425
2017 1600
2018 (прогноз) 1800

Источник: АЕБ.

Взлет или падение?

Будут ли продажи новых автомобилей продолжать набирать скорость и в следующем году — большой отрытый вопрос, который волнует всех участников рынка. Одни из них прогнозируют, что увеличение продаж продолжится — пусть и не столь высокими темпами, но хотя бы на рост 5–7% в наступающем году рассчитывать можно. Другие смотрят на возможность роста скептически. Они указывают на то, что покупательская способность населения падает, общеэкономическая ситуация если сильно не ухудшается, то как минимум не улучшается, также продолжают расти и цены на авто. «В следующем году на рост рынка рассчитывать сложно, так как против него будет играть много факторов,— указывает Азат Тимерханов.— Это и цена на нефть, которая за последние месяцы заметно упала, и курс рубля, и повышение ставки НДС, и отсутствие роста реальных доходов населения. В пользу рынка разве что может играть такой фактор, как срок владения автомобилем. Сейчас он в среднем по стране составляет около пяти лет, то есть в следующем году можно рассчитывать на то, что многие люди, купившие автомобиль в 2014-м, захотят его поменять. А в том году объем рынка был довольно существенным — свыше 2 млн единиц».

Кстати, ожиданием повышения цен в том числе объясняется и нынешний повышенный спрос на автомобили. Многие дилеры даже строят рекламную кампанию на том, что, дескать, надо купить автомобиль прямо сейчас, потому что в новом году цены подрастут. И такой прогноз вполне вероятен: по данным агентства «Автостат», с конца 2014 года цены на авто в России в среднем увеличились на 66%, в то время как курс доллара вырос на 75%. И помимо оставшейся курсовой разницы цены будут подстегивать вверх инфляция, увеличение со следующего года НДС, повышение ставки рефинансирования ЦБ.

Ожидание торможения рынка и его непредсказуемость заставляют некоторых участников рынка осторожничать. Ряд компаний в текущем году, не сумев спрогнозировать спрос, не успевал в нужном количестве завозить в салоны «живые» машины, в результате чего в некоторых случаях образовывался дефицит — например, очереди в текущем году наблюдались за такими ходовыми моделями, как Hyundai Creta, Lаda Vesta, Kia Ceed. «Перестроить цепочку производства и нарастить объемы производства невозможно в краткосрочной перспективе, в связи с чем по некоторым брендам и моделям на рынке сформировался дефицит доступности,— объясняет Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам ГК "Автоспеццентр".— Это приводит к тому, что потребитель выбирает аналогичные автомобили, что также является дополнительным драйвером для некоторых брендов. Увеличить объемы производства, рассчитывая на дальнейший рост рынка, не позволяет множество факторов и рисков, а так как прогноз на 2019 год у всех брендов очень осторожный, то в новом году в наиболее выгодной ситуации окажутся бренды, обеспечившие себе доступность и достаточный уровень товарных запасов в дилерской сети».

Одновременно уже сейчас ясно, что в новом году авторынку будет труднее из-за сокращенной поддержки со стороны государства. Представители Минпромторга уже заявили, что в 2019 году объемы бюджетных субсидий на программы для стимулирования спроса составят 10 млрд руб., в то время как на аналогичные нужды в текущем году, как упоминалось выше, было выделено 34,4 млрд руб. а в 2017 году— 62,3 млрд руб. «К сожалению, год от года объем выделяемых средств на поддержку автомобильной промышленности и рынка снижается,— продолжает Константин Авакян.— Учитывая эти и другие негативные факторы, темпы роста рынка в 2019 году могут существенно замедлиться, в особенности сложным будет начало года. Негативным же сценарием будет незначительная отрицательная динамика рынка, и это вполне вероятный прогноз на первый квартал 2019 года. Совершенно точно избытка автомобилей 2018 года выпуска не будет на дилерский складах вследствие опережающего спроса в конце 2018 года и смещения покупательской активности на этот период. Для потребителя это будет означать, что привыкать к новым ценам придется уже в самом начале года. А как показывает практика предыдущих лет, в моменты подобного перехода рынок демонстрирует спад либо в лучшем случае замедление темпов роста».

Мнения

Такахаси Юта, генеральный директор ООО «Сузуки Мотор Рус»:

— Мы оцениваем 2018 год довольно удачным как с точки зрения всего рынка, так и с точки зрения наших продаж. Рост рынка, по нашим предварительным оценкам, составит около 12–13%. В числе основных драйверов продаж — существенный отложенный спрос, сформированный за время кризиса, а также рост экономики в 2018 году. Конечно, сыграла роль и государственная поддержка автопрома. Что касается бренда Suzuki, то мы полностью достигли всех запланированных на 2018 год показателей, увеличив продажи более чем на 20%. В наступающем году мы ожидаем рост рынка в диапазоне 5–10% при условии стабильных макроэкономических параметров. Рост этот будет обусловлен в основном естественным отложенным спросом, сформировавшимся в период кризиса. Планы продаж Suzuki на 2019 год — 8 тыс. автомобилей. Наши планы существенно превышают ожидаемую среднерыночную динамику за счет вывода новых моделей в самом динамично развивающемся сегменте компактных кроссоверов и внедорожников (обновленная Vitara, новое поколение Jimny), а также сбалансированного ценообразования.

Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс»:

— Предварительные итоги авторынка России следует оценивать позитивно. Традиционно особенно активно растут продажи легковых автомобилей в конце года, тогда как дилерские сети устраивают распродажи и всевозможные акции. Среди ключевых факторов, положительно повлиявших на динамику российского авторынка, следует назвать улучшение макроэкономической ситуации, вылившееся в рост потребительского и коммерческого спроса, стабилизацию колебаний российской валюты и снижение ставок по автокредитам. Подъем в 2018 году показывали как массовый, так и премиальный сегменты авторынка. При этом премиальный сегмент рос быстрее, чем в прошлом году, но его темпы роста были медленнее темпов массового сегмента. В 2019 году на фоне замедления экономического роста, повышения НДС, возможного повышения ставок по кредитам и сокращения программ господдержки наиболее вероятно снижение темпов роста продаж автомобилей во всех сегментах. Совокупный рост рынка в следующем году может составить 3–7%.

Александр Ладыгин, сооснователь и генеральный директор компании Rent a Ride:

— Недавно в Москве была серьезно повышена стоимость парковки. Помимо этого растет цена страховки, налогов, обслуживания машин — все это в ближайшее время будет оказывать давление на продажи автомобилей. Свою машину в той же Москве из-за дороговизны парковки уже иметь невыгодно: недавние опросы показывают, что от своего личного авто готовы отказаться 44% жителей столицы. По этой причине растет спрос на услуги совместного пользования автомобилями. Так, за последний год, по данным московских властей, востребованность каршеринга в целом выросла в три раза. Набирает обороты и P2P-каршеринг (peer-to-peer — от частника к частнику), когда машины берут в прокат непосредственно у владельцев. Только на нашем онлайн-сервисе за полтора года его работы число активных пользователей услуги уже превысило 50 тыс. человек, а число автомобилей в базе сейчас составляет более 7 тыс. с приростом порядка 75 машин в неделю.

Азат Тимерханов, аналитик аналитического агентства «Автостат»:

— В уходящем году на авторынке продолжали доминировать два крупных класса автомобилей — SUV и B, на которые в 2018 году суммарно приходится чуть более 80% от общего объема продаж. При этом за последние годы они нарастили свою долю в основном за счет класса С, который еще несколько лет назад был крупнейшим на рынке. Но массовое появление в России бюджетных иномарок и недорогих кроссоверов практически убило его. Что касается премиум-сегмента, то в этом году он чувствует себя хуже рынка: за 11 месяцев продажи таких машин выросли на 7,5% (весь рынок увеличился на 13%). Дело в том, что факторы, влиявшие на восстановление российского авторынка, работали, как правило, на массовый сегмент, поскольку он значительно крупнее премиального (соотношение долей — 91% к 9%). Говоря же о главных факторах, которые будут влиять на развитие российского рынка новых легковых автомобилей, стоит в первую очередь сказать об отсутствии роста реальных доходов населения при росте цен на автомобили. В этом случае спрос в основном будет стимулироваться только через автокредитование. Уже сейчас у некоторых брендов каждый второй проданный автомобиль является кредитным.

Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «Автоспеццентр»:

— Если по итогам 2018 года прогноз роста рынка составляет около 13%, то с учетом возможного спада или замедления темпов роста в первом квартале по итогам 2019 года мы вряд ли увидим прирост более 10%. Спасти рынок может государство. В первую очередь за счет увеличения объема целевых субсидий и господдержек, направляемых на стимулирование спроса. Также ситуация на автомобильном рынке будет сильно зависеть от динамики курса рубля по отношению к основным валютам и от ставок по кредитным продуктам, которые, в свою очередь, зависят от изменения ключевой ставки Центробанка РФ.

Михаил Зусман, советник генерального директора компании «CTRL Лизинг»:

— Из самых успешных в 2018 году моделей на авторынке можно выделить Toyota Camry, Skoda Rapid и Hyundai Creta, а также модельный ряд компании АвтоВАЗ, доля рынка которого сейчас достигла 20%, и, таким образом, каждый пятый легковой автомобиль в уходящем году продавался под маркой Lada. По итогам 2018 года ожидается, что будет реализовано порядка 350 тыс. автомобилей данной марки, что на 17% больше продаж прошлого года. Подобные показатели будут достигнуты благодаря наличию самой крупной дилерской сети в стране и проведенному ребрендингу дилерских центров. Также стабильно успешные результаты можно наблюдать в продажах автомобилей экономкласса. Мы ожидаем, что топ-5 марок, уже ставший традиционным, мало изменится и в 2019 году: Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda будут и дальше показывать значительные объемы продаж. «CTRL Лизинг», как компания, финансирующая таксопарки и арендные компании, отмечает рост спроса на автомобили комфорт- и бизнес-классов. Рост обусловлен слабым насыщением автомобилей такси в классе обслуживания «Комфорт+» по сравнению с классом «Эконом». В связи с этим мы предполагаем, что такие модели, как Kia Optima, Toyota Camry и Hyundai Sonata, могут показать значительный рост продаж в следующем году. Вероятно, трендом следующего года станет и развитие рынка CNG — модификации, которая позволяет использовать два вида топлива: сжатый природный газ (метан) и бензин. При работе на сжатом природном газе происходит снижение затрат на топливо более чем в три раза. Соответственно, выиграют марки, которые смогут вовремя перестроиться и начать на конвейере выпускать автомобили на газе.

Алексей Грамматчиков

Вся лента